logo search
Уч

1.2. Ганс Селье и его кодекс поведения

Доктор Селье получил всемирное признание как биолог и теоретик медицины. Он первым применил понятие «стресс» для описания реакции организма на все виды биологических раздражителей – реакции, вызывающей как болезни, так и состояния возбуждения. В своих научных исследованиях он занимался изучением воздействия стресса на наш организм, обращал особое внимание на то, что некоторая доля стресса необходима для поддержания хорошего самочувствия и что некоторые виды стресса, которые он называет «эустресс», идут нам на пользу.

Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также и к человеку, и даже к целым сообществам людей. Биохимические приспособительные реакции клеток и органов удивительно сходны независимо от характера воздействия. Это навело его на мысль рассматривать «физиологический стресс» как ответ на любое предъявленное организму требование. С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства от трудности либо готовности терпеть её. Эти правила, весьма успешно действующие на уровне клеток и органов, как считает Селье, могут стать источником той подлинной философии жизни, которая приведёт к выработке кодекса поведения, построенного на научных принципах. Селье попытался заложить основы кодекса поведения исходя, прежде всего, из законов природы. Мы сами – часть природы и потому должны принять её правила. Этот кодекс совместим с любой религией, политической системой или философией и в то же время независим от них.

Предлагаемый кодекс основан на убеждении, что для достижения душевного мира и самовыражения люди должны трудиться во имя цели, которая кажется им высокой. Музыкант, художник, писатель, учёный, предприниматель или спортсмен сильно страдает, если лишён возможности заниматься любимым делом. Любой кодекс поведения, исходящий из биологических законов, должен принимать в расчёт, что труд сам по себе есть важнейшая потребность живой материи. Селье полагает, что для большинства людей и, конечно, для общества в целом лучшее побуждение к деятельности не «возлюби ближнего, как самого себя», а «заслужи любовь ближнего». Этот девиз позволяет человеку выразить себя и реализовать свои таланты с помощью самого могучего средства поддержания психической устойчивости и душевного мира – «альтруистического эгоизма», который удовлетворяет присущее всему живому себялюбие, не порождая чувства вины. Данный кодекс можно рассматривать как своеобразную социальную адаптацию личности.

К идеям, о которых рассказано, доктор Селье пришёл, занимаясь изучением стресса. Поэтому есть необходимость начать с понятия биологического стресса, ибо именно оно привело его к мысли, что лучшая линия поведения – стремиться «заслужить любовь ближнего».