logo
Уч

10.1. Классификация аэробики

Cлово «аэробика» часто применяется как собственное название для различных видов двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Впервые в этом смысле термин «аэробика» был использован американским специалистом профилактической медицины Кеннетом Купером. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа по аэробной тренировке. Разработанные К. Купером аэробные программы и нормы двигательной активности содержат различные виды естественных движений, такие как ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах и др. Все эти виды двигательной активности вызывают значительное повышение частоты сердечных сокращений и интенсивности дыхания.

Гимнастические упражнения, дополненные ходьбой, бегом, танцевальными движениями, интересны многим занимающимся. Выполнение всех этих упражнений, объединённых в непрерывно выполняемый комплекс, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, совершенствует аэробные механизмы обменных процессов. Это дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Такое направление оздоровительных занятий, развиваясь и совершенствуясь, преобразовалось в разные популярные стили и разновидности аэробики.

Физиологическая суть понятия «аэробика» определяется аэробными процессами образования энергии в присутствии кислорода во время упражнений циклического или поточного характера. Это относится, прежде всего, к «аэробной» части занятия, когда упражнения следуют одно за другим без остановок.

В зависимости от целей и задач, которые решаются в разных видах современной аэробики, можно выделить три самостоятельных направления – оздоровительная, спортивная и прикладная аэробика.

В силу специфики нашей работы, мы рассмотрим только одно из этих направлений – оздоровительную аэробику.

Оздоровительная аэробика (О.А.) – одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Выполняется под музыку. Характерной чертой О.А. является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определённом уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

В зависимости от содержания программ, О.А. подразделяется на три направления – это О.А. без предметов и приспособлений, О.А. с использованием предметов и приспособлений и О.А., использующая программы смешанного типа. Существует также классификация О.А., построенная с учётом разного возраста и уровня подготовленности занимающихся.

  1. По возрасту: для дошкольников, школьников, юношей, для взрослых – молодёжного, среднего и старшего возрастов.

  2. По полу: для женщин (для беременных женщин), для мужчин.

  3. По уровню подготовленности: начинающие, 2-й, 3-й, 4-й год обучения и т.д.