8.1. Содержание ритмической гимнастики
Содержание Р.Г. составляют:
движения отдельными звеньями тела типа сгибаний и разгибаний, поворотов и круговых движений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
танцевально-хореографические элементы.
Выполнение их в Р.Г. имеет свои особенности:
каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;
многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;
большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны, что создаёт благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;
ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем (или демонстратором) создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающихся;
отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия;
отсутствие жёстких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки и смены её в соответствии с изменениями моды.
Всё это делает Р.Г. популярной и массовой.
Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев и шоу-программ. Исторически сложившаяся формула Р.Г. выглядела так: «танец – музыка – физическое упражнение».
Элементы ритмики имеются в системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта, в частности в труде «Основы естественных форм воспитания», где раскрывается «принцип двигательных напряжений в заданном темпе».
В 1910 г. в Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах. Впоследствии ритмическая гимнастика вошла в состав различных курсов для подготовки профессиональных кадров по физической культуре.
С 80-ми годами XX в. связан этап массового развития Р.Г., её особой популярности, а также программного оформления. В этот период выполняются научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоу-программы, организуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного (иногда единственного) средства применяют Р.Г.
Современная Р.Г. – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Упражнения Р.Г. используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия.
Внешне комплексы Р.Г. довольно просты. Однако для самостоятельных занятий требуется предварительная подготовка: консультации у специалистов, изучение правил построения комплексов и установления уровня допустимой нагрузки, а также управления этой нагрузкой во время занятия; овладение приёмами самоконтроля.
Наиболее эффективной формой занятия Р.Г. является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание организма; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность её до 5 минут.
Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. Содержание и продолжительность основной части урока Р.Г. довольно вариативны и зависят от типа урока и решаемых задач.
Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 лёгких упражнения на расслабление, растягивание и акцентированное на удлинённом выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приёмов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2-5 минут.
За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела:
а) движения головой: повороты в стороны обычные и с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперёд и назад, круговые движения;
б) движения руками: скрестные, круговые, поднимания и опускания – по характеру маховые или напряжённые, одновременные и поочерёдные с различным сочетанием действий кистями, предплечьями, плечами;
в) движения туловищем: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания – с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;
г) движения ногами: поднимания и опускания, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разным сочетанием действий стопами, коленями, бёдрами.
Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в Р.Г. они более свободны и стилизованны: позы округлены, движения пружинисты, но легки, выразительны, пластичны.
По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8-16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило, уменьшается амплитуда движений, чем можно пренебречь, но можно и постараться сохранить её большой.
В Р.Г. имеются представления о некоторой усреднённой частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:
выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание – 40-60 акцентов в минуту;
движения туловищем, ходьба – 70-75 акцентов в минуту;
движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения – 80-90;
бег, подскоки, танцевальные движения – 100-150;
быстрый бег, рок-н-ролл – 160 и больше.
При выполнении отдельных движений следует учитывать следующее:
все движения в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;
необходимо чередовать статические и динамические упражнения;
следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;
акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы;
желательно свободное равномерное дыхание, но допускаются кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;
нужно постепенно усложнять движения и чередовать медленный и быстрый темп.
- Введение
- 1.1. Физиологические основы адаптации
- 1.2. Ганс Селье и его кодекс поведения
- 1.3. Стресс жизни
- 1.4. Альтруистический эгоизм
- 1.5. Оптимальный уровень стресса
- 1.6. Работа и досуг
- 1.7. Назначение кодекса поведения
- Контрольные вопросы
- Часть II
- Глава 2
- 2.2. «Детка»
- 2.3. Факторы воздействия на человека холодной природной водой
- Что происходит в это время в организме человека
- 2.4. Исцеляющий эффект «сознательного терпения»
- 2.5. Эффект хождения босыми ногами по земле (снегу)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 система здоровья академика н.М. Амосова
- 3.1. Основные идеи
- 3.2. Психология и здоровье
- 3.3. Количественный подход к понятию здоровья
- 3.4. Физические нагрузки
- Контрольные вопросы
- Глава 4 натуральная гигиена
- 4.1. Краткий исторический очерк
- 4.2. Принципы Натуральной Гигиены
- Контрольные вопросы
- Глава 5 система здоровья кацудзо ниши
- 5.1. Общие сведения о системе, её создание
- 5.2. Главный двигатель крови
- 5.3. Шесть правил здоровья
- Третье правило здоровья – упражнение «Золотая рыбка».
- Четвёртое правило здоровья – упражнение для капилляров.
- 5.4. Оздоровление и восстановление функций кожи
- 5.5. Оздоровление водой
- Другие виды ванн
- 5.6. Энергетическое дыхание
- Что значит правильно дышать?
- Рациональное дыхание
- Дыхание и душевный покой
- Контрольные вопросы
- Глава 6 макробиотика
- 6.1. Макробиотика и болезни
- 6.2. Энергии Вселенной и человек
- 6.4. Макробиотика и мясо
- 6.5. Советы макробиотики по питанию
- 6.6. Равновесие души от правильного питания
- Несколько советов по макробиотическому образу жизни (в дополнение к питанию)
- 6.7. Макробиотика и пожилой возраст
- Контрольные вопросы
- Глава 7 система естественного оздоровления г.С. Шаталовой
- 7.1. На чём основана система
- 7.2. Дыхание в системе естественного оздоровления
- 7.3. Движение в системе Шаталовой
- Динамическая аутогенная тренировка
- 7.4. Видовое и целебное питание
- Особенности перехода на целебное питание
- Выбор продуктов целебного питания
- Контрольные вопросы
- Часть III оздоровительная гимнастика
- Глава 8
- Ритмическая гимнастика
- 8.1. Содержание ритмической гимнастики
- 8.2. Режим занятия
- 8.3. Организация занятий
- Контрольные вопросы
- Глава 9 шейпинг
- 9.1. Отличительные особенности
- 9.2. Методика занятий шейпингом
- 9.3. Питание при занятиях шейпингом
- Контрольные вопросы
- Глава 10 оздоровительная аэробика
- 10.1. Классификация аэробики
- 10.2. Базовая аэробика
- Организация занятий по аэробике
- Формулы для расчёта физической нагрузки:
- Музыкальное сопровождение в аэробике
- 10.3. Степ-аэробика
- 1.4. Слайд-аэробика
- 10.5. Аэробика с мячами
- 10.6. Аквааэробика
- Контрольные вопросы
- Глава 11 атлетическая гимнастика
- 11.1. Классификация упражнений
- 11.2. Общие закономерности силовой тренировки
- 11.3. Условия организации занятий
- 11.4. Особенности питания
- Контрольные вопросы
- Глава 12 оздоровительный фитнесс
- 12.1. Общие понятия
- 12.2. Специфика и особенности фитнесса
- 12.3. Средства оздоровительного фитнесса и условия занятий
- 12.4. Разработка рабочих программ
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Список литературы
- Баландин р.К. В.И. Вернадский. – м.: Просвещение, 1987.
- Вернадский в.И. Кристаллография. – м.: Наука, 1987.
- Власов с. Время собирать плоды. – м.: Молодая гвардия, 1984.
- Золотарев ю.Г. Здоровья вам хорошего. – Новосибирск: Наука, 1993.
- Золотарев ю.Г. Постарайся быть здоровым! - сПб.: Диля,1999. – 256 с.
- Иванов п.К. Труды. – м.: Кокон, 1992
- Черкасов в.Г. Сотвори добро. – м.: Современник, 1980.
- Содержание