logo
Уч

8.1. Содержание ритмической гимнастики

Содержание Р.Г. составляют:

Выполнение их в Р.Г. имеет свои особенности:

Всё это делает Р.Г. популярной и массовой.

Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев и шоу-программ. Исторически сложившаяся формула Р.Г. выглядела так: «танец – музыка – физическое упражнение».

Элементы ритмики имеются в системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта, в частности в труде «Основы естественных форм воспитания», где раскрывается «принцип двигательных напряжений в заданном темпе».

В 1910 г. в Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах. Впоследствии ритмическая гимнастика вошла в состав различных курсов для подготовки профессиональных кадров по физической культуре.

С 80-ми годами XX в. связан этап массового развития Р.Г., её особой популярности, а также программного оформления. В этот период выполняются научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоу-программы, организуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного (иногда единственного) средства применяют Р.Г.

Современная Р.Г. – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Упражнения Р.Г. используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия.

Внешне комплексы Р.Г. довольно просты. Однако для самостоятельных занятий требуется предварительная подготовка: консультации у специалистов, изучение правил построения комплексов и установления уровня допустимой нагрузки, а также управления этой нагрузкой во время занятия; овладение приёмами самоконтроля.

Наиболее эффективной формой занятия Р.Г. является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание организма; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность её до 5 минут.

Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. Содержание и продолжительность основной части урока Р.Г. довольно вариативны и зависят от типа урока и решаемых задач.

Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 лёгких упражнения на расслабление, растягивание и акцентированное на удлинённом выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приёмов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2-5 минут.

За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела:

а) движения головой: повороты в стороны обычные и с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперёд и назад, круговые движения;

б) движения руками: скрестные, круговые, поднимания и опускания – по характеру маховые или напряжённые, одновременные и поочерёдные с различным сочетанием действий кистями, предплечьями, плечами;

в) движения туловищем: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания – с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

г) движения ногами: поднимания и опускания, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разным сочетанием действий стопами, коленями, бёдрами.

Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в Р.Г. они более свободны и стилизованны: позы округлены, движения пружинисты, но легки, выразительны, пластичны.

По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8-16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило, уменьшается амплитуда движений, чем можно пренебречь, но можно и постараться сохранить её большой.

В Р.Г. имеются представления о некоторой усреднённой частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:

При выполнении отдельных движений следует учитывать следующее:

  1. все движения в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;

  2. необходимо чередовать статические и динамические упражнения;

  3. следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;

  4. акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы;

  5. желательно свободное равномерное дыхание, но допускаются кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;

  6. нужно постепенно усложнять движения и чередовать медленный и быстрый темп.