logo
Уч

3.2. Психология и здоровье

От далёких предков нам досталось не только тело, требующее тренировки, но и психика, точнее биологические чувства, способные превращаться в пороки или, поделикатнее, в недостатки.

Первый из них – это лень. Человек, как и животные, напрягается, только если есть мотивы, и чем они сильнее, тем больше напряжение. Расслабление всегда приятно. После тяжёлой работы, особенно. Но если натренировать это чувство, то неплохо расслабиться и после лёгкой нагрузки. Можно и вообще не напрягаться.

Исключение составляют только детёныши, они готовы играть и бегать без всякой нужды, это их первая потребность. Мудрая природа запрограммировала их так для тренировки развивающихся органов, в условиях, когда родители ещё доставляют пищу и защищают от врагов. Лень не угрожает здоровью диких животных; питание нерегулярно, запасов, как правило, нет, голод, враги или холод не позволяют надолго расслабиться. В то же время бегать без всякой нужды неэкономично: нельзя расходовать энергию, которой с трудом хватает даже для полезных действий. В этом биологический смысл лени.

Второй недостаток – жадность. Назовем осторожнее – жадность на еду. Всем животным задан повышенный аппетит, способный покрыть не только энергетические затраты сегодняшнего дня, но и отложить жир про запас: снабжение в дикой природе очень нерегулярно. Удовольствие от еды – одно из самых больших. Как все чувства, оно тренируется, если питаться вкусной пищей. Вот человек и тренирует свой пищевой центр, и очень давно, с тех пор, как научился жарить мясо и употреблять специи.

Третий порок – страх. У человека он ещё усиливается в сравнении с животными, потому что он хорошо запоминает, предвидит более далекое будущее и способен к перевоплощению. Поэтому его страшат не только свои болезни, но и те, что он видит у других, о которых читает или слышит. И страх тоже тренируем, он питается информацией о болезнях.

Таким образом, если несколько преувеличить, то можно сказать, что человек умён, но ленив и жаден. Он не предназначен природой для лёгкой и сытной жизни. За удовольствие поесть и отдыхать в тепле он должен платить болезнями. Если перегнуть палку в первом, т.е. в удовольствиях, то плата может оказаться чересчур большой. Телесные страдания могут поглотить все удовольствия от благ цивилизации. Нельзя рассчитывать на то, чтобы все выполняли строгий режим здоровья, отказывая себе во всем, но можно попытаться убедить людей соблюсти некоторую меру: ограничить себя ровно настолько, чтобы не переходить грани больших болезней.

В самом общем виде главными причинами всех болезней служат: переедание, физическая детренированность, психическое перенапряжение и отсутствие закаливания. Во всём этом виноваты сами люди, а не внешняя среда, не общество.