Сущность и классификация потребностей.
Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американским психологом А.Маслоу, польским психологом К.Обуховским и российским театральным режиссером и психологом П. М. Ершовым.
Единой общепризнанной классификации потребностей не существует.
В самом общем виде потребность можно определить как нужду ее носителя в чем-либо. Потребность активизируется и ощущается фактическим состоянием возникает несоответствие. Неудовлетворенность вызывает собой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию.
Потребности могут врожденным и приобретенными, то есть сформированными в результате обучения человека никогда не удовлетворяются полностью. Если одна потребность удовлетворена, появляется другая. В случае конфликта потребностей первой, как правило, удовлетворяется та, что носит более базовый характер, то есть более физиологична. С точки зрения потребления потребности вездесущи.
По степени выделяют удовлетворенные, частично удовлетворенные и неудовлетворенные потребности. Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Люди замечают наличие потребностей когда последняя неудовлетворенна. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию. Осознанная потребность - это интерес или представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития.
Все осознанные потребности в зависимости от ожидаемой выгоды от покупки или использования подразделяют на утилитарные и основанные на опыте. Утилитарные потребности связаны с объективными характеристиками товара, его потребительскими свойствами для преимуществами. Основанные на опыте - с субъективным восприятием, эмоциональными ожиданиями и эстетическими аспектами. В процессе принятия решения о покупке они участвуют одновременно. Кода-потребность возникла, она продуцирует состояние побуждения или стремления. Побуждение – это состояние индивидуума, испытывающего эмоциональный и физический подъем. Такой подъем может быть измерен данными частоты сердцебиения кровяного давления размера зрачков. Состояние побуждения активизирует вовлечение человека в целенаправленное действие для обретения стимульного объекта. Так, потребитель очень увлечен идеей покупки нового компьютера и решил, что ее необходимо сделать. По мере усиления состояния побуждения потребителя интенсифицируется его чувства и эмоции. Он начинает активно искать и отбирать соответствующую информацию о способах удовлетворения потребности.
Психологи обычно делят потребности на первичные, или насущные, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать, и вторичные, ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма.
С точки зрения философского, мировоззренческого подхода потребности могут быть разделены, прежде всего, на материальные и духовные. Материальные потребности делятся в свою очередь на относительно простые - биологические и более сложные - социальные. К биологическим относятся насущные потребности и некоторые ненасущные, связанные с функционированием человека как живого организма. Социальные потребности - это, прежде всего потребность в труде и материальном общении (т. е. в обмене различными видами деятельности и материальными благами). Все духовные потребности являются социальными. Они существуют на трех уровнях: на уровне обыденного сознания, теоретического сознания и художественного сознания. К духовным относятся нравственные, правовые, эстетические и религиозные потребности, потребности в познании, образовании, воспитании и смысле жизни. Можно выделить также обобщенные потребности в научном и художественном творчестве, потребность в духовном развитии человека. Целостная, обобщенная (и материальная, и духовная) потребность общества на всех этапах его развития - это потребность в сохранении и развитии социальной жизни. Эта потребность существует как у отдельного индивида, так и у общества в целом.
С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные. Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные).] Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в единую, логически взаимосвязанную систему.
Законы взаимозависимости потребностей :
чем слабее удовлетворение базисных потребностей, тем сильнее стремление к их реализации
чем меньше удовлетворение потребности в контакте, тем сильнее базисные потребности.
чем меньше удовлетворено стремление к развитию и самоутверждению, тем сильнее потребности в контакте.
Самая известная попытка систематизировать потребности - это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными - социальными. Вот эта знаменитая классификация:
1. Физиологические потребности.
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в любви и принадлежности.
4. Потребности в уважении.
5 Потребность в самоактуализации.
Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для человека актуальными только после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Однако Маслоу подчеркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные потребности отходят для него на второй план.
Вопреки распространенному мнению пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения всех базовых потребностей - способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет еще одну, параллельно существующую иерархию потребностей - потребностей в познании, включающую в себя «желание знать» и «желание понимать».
- 1. Вопросы по предмету «Менеджмент в скСиТ»
- Функции, методы, виды и объекты менеджмента туристской организации.
- Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- Механические и органические организационные структуры управления в турорганизации.
- Мотивационные основы управления в турорганизации.
- Контроль в турорганизации.
- Современные методы принятия решений в турорганизации.
- 2. Вопросы по предмету «Налоги и налогообложение в туризме»
- 1. Сущность, функции, классификации и роль налогов.
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением.
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме.
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 1.1. Налогоплательщики
- 1.2. Объект налогообложения
- 1.3. Налоговая база
- 1.4. Налоговый период. Налоговая ставка
- 1.7. Уплата ндс в бюджет
- 1.8. Порядок возмещения налога
- 5. Налог на доходы физических лиц.
- 6, Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- 7. Региональные налоги.
- 3. Вопросы по предмету «Экономика и предпринимательство»
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка, факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- 4. Вопросы по предмету «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3 Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 3 Системы оплаты труда:
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки и их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме. Показатели эффективности управления оборотными средствами.
- 10 Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- 5. Вопросы по предмету «Курортное дело»
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации. Общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- 6. Вопросы по предмету «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение пр в соврем. Общ-ве. Цели и задачи пр.
- 2. Общая хар-ка функ-ций специалиста по пр, его статус и круг решаемых задач …
- 3/Целевые аудитории в пр: понятия, виды.
- 5.Формы подачи информационно – новостных материалов с позиций pr.
- 6. Имидж фирмы и его роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг.
- 2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 7).Правила и схемы сертификации услуг.
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 8. Вопросы по предмету «Инновации с скСиТ»
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансирования инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скСиТ.
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- 9. Вопросы по предмету «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- 10. Вопросы по предмету «Маркетинг в скСиТ»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в скСиТ: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4. Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету «Реклама в скСиТ»
- Сущность, роль и значение рекламы в скс и т
- Особенности рекламы услуг скс и т
- Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4) Основные средства системы маркетинговых коммуникаций смк
- 5) Синтетические средства смк
- 6) Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламного обращения.
- 7) Психологические особенности восприятия рекламы
- 8). Рекламная кампания. Бюджет рекламной кампании.
- 9) Оценка эффективности рекламной кампании.
- 12. Вопросы по предмету «Экскурсионно-выставочная работа»
- Классификация выставок. Крупнейшие выставочные центры рф и снг.
- 3 Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, опред гуманитарные знания туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7 . Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности тур предприятия.
- 13. Вопросы по предмету «Международный туризм»
- Основные туристические макро регионы мира
- Основы тенденции развития тур Индустрии
- 2 Международный туризм в рф проблемы и перспективы развития в России
- Шаги решения проблемы
- 3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
- 14. Вопросы по предмету «ЧиО»
- Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности.
- Сущность и классификация потребностей.
- 4.Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5.Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей тур продукта и их общая характеристика.
- Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
- 15. Вопросы по предмету «Техника и технология в скСиТ»
- 1) Нтп и его влияние на развитие тур отрасли.
- 2. Архитектура в имедже гостиниц. Архитектурно-планировачное решение гостинечных, туристских и саноторно-курортных комплексах.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма.
- Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия.
- 7) Туристские формальности (виза, паспорт, таможня)
- 16. Вопросы по предмету «Банковское обслуживание»
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
- III. Кассовые операции .
- 2.Банковская система рф
- Коммерческие банки. Основные принципы их деятельности.
- Основные принципы деятельности коммерческих банков
- Функции коммерческих банков.
- Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
- 3. Организация банковского обслуживания предприятия скс и т.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скс и т.
- 6. Основные виды банковской деятельности.
- 7. Банковское кредитование предприятий скс и т.
- Усредненная структура банковских ресурсов по России.
- Электронные средства обслуживания предприятия скс и т.
- 17. Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 3 Этикетная атрибутика
- 18. Вопросы по предмету «доу»
- 1. Доу. Значение доу в системе управления туристского предприятия. Документ. Его характеристики. Классификация видов документов. Требования оформления
- 2. Доу в туризме. Система документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение, функции.
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- 19. Вопросы по предмету «Психодиагностика»
- 1.Научная пд-ка и психодогическая практика.
- 2.Психология общения. Вербальные и невербальные пар-ры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3.Экспрессия чел-ка как психодиагностический параметр.
- Психологические аспекты деструктивного общения.
- 6.Межличностные отношения в группе.
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике.
- 2. Правовые основы страховой деят-ти. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деят-ти.
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 5.Общая хар-ка страхового рынка рф. Орг-ия страхования.
- 6.Финансово-экономичекие основы страховой деят-ти.
- 7. Перестрахование.Сущность и основные понятия. Виды договоров.
- 1. Особенности правового регулирования туристской деят-гн.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму рф
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деят-ти в сфере туризма
- 5. Юр. Ответ-ть тур-х орг-й и индивидуальных предпринимателей за налоговые, адмии-е и уг. Нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туритсской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.