logo
ГОСЫ общие

2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обяза­тельных требований к продукции, процессам производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В этом громоздком определении, представленном в ФЗ о техничес­ком регулировании, просматриваются его главные элементы:

— установление, применение и исполнение обязательных требова­ний к продукции и процессам ЖЦП;

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;

— правовое регулирование в области оценки соответствия

Объектами технического регулирования являются продукция, про­цессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

В общем виде техническое регулирование — это правовое регули­рование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия установленным требованиям. Субъектами технического регулирования являются:

1) органы власти (Правительство и министерства РФ);2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);3) органы по сертификации (более 1100 ед. в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (2437 ед.);4) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);5) разработчики технических законов и стандартов.

Безопасность — главный приоритет системы технического регули­рования и обязательное требование.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1) независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей;

2) недопустимость совмещения полномочий органа государственно контроля и органа по сертификации;

3) недопустимость совмещения одним органом полномочий на ак­кредитацию и сертификацию;

4) недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. В указанных принципах проводится идея обеспечения независимости субъектов технического регулирования;

5) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

6) единая система и правила аккредитации;

7) единство правил и методов исследований (испытаний) и измере­ний при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

8) единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

9) соответствие технического регулирования уровню развития нацио­нальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

10) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Фе­дерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулиро­вании» и принимаемых в соответствии с ним феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к содержанию технического регламента. ТР должен со­держать:

- исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования ТР;

- правила идентификации объекта технического регулирования;

- минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП.

В ТР в целях его принятия могут также содержаться: а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска; б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования; в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или к этикеткам и правила их нанесения.

Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам (и правилам их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем нанесения изменений в соответствующий ТР.

ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществля­емых процессов ЖЦП; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ О техническом регулировании для инфор­мирования приобретателя продукции о соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке (см. рис. 3). Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим Обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.

Знак обращения на рынке представляет: сочетание букв «Т» и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу. Аб­бревиатура СТР расшифровывается как «соответствие техническому регламенту». Расположенная над «Т» точка в комплексе с буквой напо­минает человечка. Этот символ должен подчеркнуть главную цель тех­нического регулирования — обеспечение безопасности граждан.

ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех слу­чаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жиз­ни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государствен­ному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материа­лов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситу­ации в области соблюдения требований ТР.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов (ГКиН) осуществляет­ся следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов РФ; государствен­ными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соот­ветствии с законодательством).

По мнению специалистов в области технического регулирования имеются серьезные основания для внесения дополнений и изменений в ФЗ о техническом регулировании. В процессе практического применения его положений, в частности при разработке проектов ТР, в деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий возникли проблемы правового характера в области технического регулирования.