3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
Наиболее перспективные районы РФ для развития въездного туризма.
В РФ процесс формирования рынка международного туризма начался в месте с перестройкой и был ускорен распадом СССР и изменением в экономики, политическим устройством страны. С началом перестройки наблюдается бурный рост выездной активности граждан.
Факторы выездного туризма в начале 1990г.
-Спрос после снятия ограничит российские власти на выезд за границу .
-Увеличение населения с достатком . В 1993 г. !0% Россиян м.б.отнесены
к категории лиц с высоким уровнем доходности .
-Меньшая стоимость отдыха за границей. Использование поездок с целью заработка.
-Расширение деловых контактов.
В 1995г. 11-12 мил. поездок в год в 2000г. Число поездок увеличилось на 59.7% и составило 18.4% .
В 2002г. Число выехавших составило 20.3 мил.ч. В страны СНГ 43%
2001 ,2002 , 2003, поездки носили частный характер .
2003г. Личный характер 50.3% с целью туризма 27.7% , Служебные 12.3%.
По пути направления выезда туристов : Турция , Китай , ОАЭ , Египет , Финляндия , Польша .
Из стран СНГ по приему российских туристов занимает : Украина , Грузия , Казахстан . Основной вид транспорта для поездок автомобильный .
Анализ въездного туризма России
Пик в 1989г. 7.8 мил. , Но из-за политической и экономической нестабильности пошел на спад. В 2000г. Число выехавших в России составило 28 мил. Россия занимает 7 место по прибытию туристов. В 2001г. Состав.21,57 мил. иностран.граждан . Доля граждан СНГ при этом состав 67% В 2002г. На Россию пришлось 3% всех мир тур расходов. Междун. прибытий при этом 7%
Рост числа частных поездок иностран граждан в России сос 65,4% Служебные поездки 11,4% туристические 14%
Лидеры по въездному туризму в России – Польша,Финляндия,Германия.
Наиболее перспективные регионы Р.Ф. для развития въездного туризма :
-Южная 14%, Центральная часть13%, Северная 13%, Поволжье 11%, Уральская 10%, Западно-Сибирская 9%,Черноземная 8% ,Севере-Западная 8%,Восточно-Сибирская 7%,Дальневосточная 7%
____________________________________________________
№ 4 Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме,влияние туристских ТНК на национальную экономику.Международные гостиничные цепи.
Процессы концентрации производства и централизации капитала приводят к образованию транснациональных компаний (ТНК)
ТНК осуществ. Внешнюю экспансию главным образом путем размещения прямых иностранных инвестиций.Они предоставляют денежные ссуды и заключают неинвестиционные соглашения по управлению.Где материальная компания управляет цепью предприятий по контракту.Предприятия сохраняют самостоятельно финансируются из разных источников,но реализуют продукты под ениной маркой.
Влияние ТНК на экономику принимающих стран.
Инициатива по привлечению ТНК исходит от принимающих стран.Правительство Индонезии,Филиппин предоставляет иностранным инвесторамналоговые льготы.Освобождают от пошлин на импорт. ТНК стремиться определить политику в обл.турбизнеса,преследуя собственные цели. ТНК оказывает влияние на экономику сираны-рецепиента посредствам контроля над тур потоками. Определяет сдвиги тур.спроса транснациональной компании,организует массовые потоки туристов. Способствует развитию местного туррынка,национальной экономики.ТНК изменяет уровень цен.Например сезонные скидки,скидки предоставляемые туроператорам и турагентам.Влияние ТНК на экономику страны базирования.
В родной стране ТНК направляет инвестиции в те дестинации,которые оьеспечивают высокие доходы. Поставив на поток производство продуктоввыездного туризма они сбивают уровень цен на внутреннем рынке.
Процессы глобализации
ТНК от однонациональности капиталов.перешли к политике сотрудничества,реализации совместных программ.Это находит проявление в образовании глобальных союзов корпороций.Увеличение их числа происходит под влияниемконкурентной борьбы на мировом рынке.Суть союзов состоит в объединение человеческих,финансовых,научно-технич.ресурсов.Примером глобального союза являются компьютерные системы бронирования тур.продуктов.Процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте.Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира.Достигнув между собой согласия они могут расширять маршрутную сеть,увеличивать рыночную долю,ограничить вход на рынок других перевозчиков.Создаются стратегические альянсы на воздушном транспорте. Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте явл.альянс « Уануорлд» и «мСтар Альянс» Каждый из них обслуживает свыше 180млн пассажиров в год.
Гостиничные цепи,представляют собой группу отелей ,имеющих общее руководство,концепцию продвижения продукта и торговую марку. Франшиза –прокат торговой марки.Гостиничная корпорация предоставляет предпринимателю право вести собственное дело под ее вывеской,но по единым стандартам.Обязательным условием для заключения франшизного договора выдвигаются:размер предприятия,характеристика здания.Кроме фирменнос символики,метода ведения бизнеса,оказывает консультацион. Поддержку и помощь в обучение персонала.
« Холлидей Инн,была первой гостиничной цепью.К середине 90-х г под контролем крупнейших цепей находилось около 30% всего мирового гостиничного фонда.
В окт.1997г. в Москве была создана первая рос.гостиничная цепь. «Норд Отель» вкл 12 гостиниц.( Алтай,Байкал,восток,Восход ,Заря).
Крупнейшие гостин.цепи
- Сендант Корпорейшн (США); -Басс Хоутелз энд Рисортс(Великобр.); -Чойс Хоутелз Интернешнл (США); - Марриот Интернешнл (США); - Бест Уэстерн Интернешнл (США); Аккор; Старвуд Хоутелз энд Рисортс; Промус Хоутелз Корпорейшн; Хайятт Хоутелз Интернешнл (США)
___________________________
________________________
Вопрос №5. (продолжение в техники итехнологии тур. ассоциации).
Краткая информация о Российском Союзе Туриндустрии.
Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.
Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как хозяйственного межотраслевого комплекса.
Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.
В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.
Одно из основных направлений деятельности РСТ – участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.
К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.
РСТ является учредителем:
некоммерческого партнерства “Время отдыхать в России”, которое дважды в год издает ведущий отраслевой каталог по внутреннему туризму;
некоммерческого партнерства “СанКурТур”, отвечающего за продвижение отечественных программ санаторно-курортного лечения на рынке туристических и платных медицинских услуг;
Центра подготовки кадров “Туриндустрия”;
ежедневной электронной газеты RATA-news. Издание выходит с 2000 г. и является основным оперативным источником новостной информации в отрасли. Еженедельно выпускаются электронные приложения к RATA-news - “Детский отдых” и “Санкур";
ежегодного статистического сборника “Туризм в цифрах”, который выпускается совместно с Информационно-издательским центром Росстата РФ;
ряда ведущих региональных туристических выставок.
Один из последних проектов Союза – издание серии фотоальбомов-каталогов Just Russia, цель которых - продвижение российского турпродукта за рубежом. В рамках проекта совместно с Российским информационным агентством “Новости” в столицах крупнейших экономически развитых стран проводятся пресс-конференции, посвященные туристическим возможностям России. В частности, пресс-конференции уже прошли в Токио, Нью-Йорке и др.
Занимается РСТ и благотворительной деятельностью. Только за последние два года по линии Союза на отдых и санаторно-курортное лечение в Россию и за рубеж было бесплатно отправлено более 900 членов семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга в ходе проведения антитеррористической операции в Чечне.
Российский союз туриндустрии является членом Делового Совета Всемирной туристской организации, Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей.
Международные туристские организации и их роль в туристском бизнесе.
В настоящее время сущ.-ют более 200 международных тур орган-й различного уровня и профиля. Они определяют основные направления развития индустрии туризма в мире, разрабатывают принципы тур деят-ти, устанавливают международные нормы и стандарты, способствуют сотрудничеству стран в сфере туризма. Цели и задачи: - содействие странам членам своих орган-й в продвижении национального туризма этих государств; - стимулирование экон-го развития стран участников; - защита окружающей среды; - сохранение культурного наследия народов; - содействие миру и взаимопониманию. ВТО – главная орган-я в туризме, основана при участии ООН в 1975г. (межправительственная орган-я). В составе 138 государств, свыше 350 членов. Направления: 1.сбор статистических данных; 2.публикация материалов направленных на развитие туризма, носят рекомендательный характер. Ежегодно выпускает сборник данных за год по всему миру (15 ведущих тур стран по доходам от туристов, анализ туристов по регионам). Организует конференции, форумы, симпозиумы. Европейская тур комиссия – она занимается рекламой всего европейского континента. Ассоциация ASTA предприятий тур. индустрии Америки. Объединяет более 26 тысяч членов: туроператоры, турагенства, отели, круизные и автопрокатные компании. Была основана более 70 лет назад (20 апреля 1931г.). Цель – совместно отстаивать свои интересы на тур. рынке. АВТА - Британская национальная тур. ассоциация. Ее членами явл-ся более 600 агенств и 3000 туроператоров. Цель – защита интересов членов ассоциации и формирование марки качества британской тур.индустрии. РСТ (российский союз туриндустрии) – некоммерческая орг-ция. В ее составе более 700 членов. Важнейшая задача – создание в стране цивилизованного тур.рынка. РСТ активно участвует во всех законотворческих проектах, вносит свои предложения по защите интересов российского тур.бизнеса. Имеет свое инф-нное издание – «Весник РАТА».
- 1. Вопросы по предмету «Менеджмент в скСиТ»
- Функции, методы, виды и объекты менеджмента туристской организации.
- Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- Механические и органические организационные структуры управления в турорганизации.
- Мотивационные основы управления в турорганизации.
- Контроль в турорганизации.
- Современные методы принятия решений в турорганизации.
- 2. Вопросы по предмету «Налоги и налогообложение в туризме»
- 1. Сущность, функции, классификации и роль налогов.
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением.
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме.
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 1.1. Налогоплательщики
- 1.2. Объект налогообложения
- 1.3. Налоговая база
- 1.4. Налоговый период. Налоговая ставка
- 1.7. Уплата ндс в бюджет
- 1.8. Порядок возмещения налога
- 5. Налог на доходы физических лиц.
- 6, Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- 7. Региональные налоги.
- 3. Вопросы по предмету «Экономика и предпринимательство»
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка, факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- 4. Вопросы по предмету «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3 Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 3 Системы оплаты труда:
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки и их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме. Показатели эффективности управления оборотными средствами.
- 10 Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- 5. Вопросы по предмету «Курортное дело»
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации. Общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- 6. Вопросы по предмету «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение пр в соврем. Общ-ве. Цели и задачи пр.
- 2. Общая хар-ка функ-ций специалиста по пр, его статус и круг решаемых задач …
- 3/Целевые аудитории в пр: понятия, виды.
- 5.Формы подачи информационно – новостных материалов с позиций pr.
- 6. Имидж фирмы и его роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг.
- 2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 7).Правила и схемы сертификации услуг.
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 8. Вопросы по предмету «Инновации с скСиТ»
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансирования инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скСиТ.
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- 9. Вопросы по предмету «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- 10. Вопросы по предмету «Маркетинг в скСиТ»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в скСиТ: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4. Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету «Реклама в скСиТ»
- Сущность, роль и значение рекламы в скс и т
- Особенности рекламы услуг скс и т
- Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4) Основные средства системы маркетинговых коммуникаций смк
- 5) Синтетические средства смк
- 6) Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламного обращения.
- 7) Психологические особенности восприятия рекламы
- 8). Рекламная кампания. Бюджет рекламной кампании.
- 9) Оценка эффективности рекламной кампании.
- 12. Вопросы по предмету «Экскурсионно-выставочная работа»
- Классификация выставок. Крупнейшие выставочные центры рф и снг.
- 3 Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, опред гуманитарные знания туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7 . Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности тур предприятия.
- 13. Вопросы по предмету «Международный туризм»
- Основные туристические макро регионы мира
- Основы тенденции развития тур Индустрии
- 2 Международный туризм в рф проблемы и перспективы развития в России
- Шаги решения проблемы
- 3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
- 14. Вопросы по предмету «ЧиО»
- Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности.
- Сущность и классификация потребностей.
- 4.Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5.Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей тур продукта и их общая характеристика.
- Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
- 15. Вопросы по предмету «Техника и технология в скСиТ»
- 1) Нтп и его влияние на развитие тур отрасли.
- 2. Архитектура в имедже гостиниц. Архитектурно-планировачное решение гостинечных, туристских и саноторно-курортных комплексах.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма.
- Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия.
- 7) Туристские формальности (виза, паспорт, таможня)
- 16. Вопросы по предмету «Банковское обслуживание»
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
- III. Кассовые операции .
- 2.Банковская система рф
- Коммерческие банки. Основные принципы их деятельности.
- Основные принципы деятельности коммерческих банков
- Функции коммерческих банков.
- Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
- 3. Организация банковского обслуживания предприятия скс и т.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скс и т.
- 6. Основные виды банковской деятельности.
- 7. Банковское кредитование предприятий скс и т.
- Усредненная структура банковских ресурсов по России.
- Электронные средства обслуживания предприятия скс и т.
- 17. Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 3 Этикетная атрибутика
- 18. Вопросы по предмету «доу»
- 1. Доу. Значение доу в системе управления туристского предприятия. Документ. Его характеристики. Классификация видов документов. Требования оформления
- 2. Доу в туризме. Система документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение, функции.
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- 19. Вопросы по предмету «Психодиагностика»
- 1.Научная пд-ка и психодогическая практика.
- 2.Психология общения. Вербальные и невербальные пар-ры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3.Экспрессия чел-ка как психодиагностический параметр.
- Психологические аспекты деструктивного общения.
- 6.Межличностные отношения в группе.
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике.
- 2. Правовые основы страховой деят-ти. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деят-ти.
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 5.Общая хар-ка страхового рынка рф. Орг-ия страхования.
- 6.Финансово-экономичекие основы страховой деят-ти.
- 7. Перестрахование.Сущность и основные понятия. Виды договоров.
- 1. Особенности правового регулирования туристской деят-гн.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму рф
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деят-ти в сфере туризма
- 5. Юр. Ответ-ть тур-х орг-й и индивидуальных предпринимателей за налоговые, адмии-е и уг. Нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туритсской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.