logo
ГОСЫ общие

Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.

Человека изучает много наук. Это анатомия, психология, социология, антропология, гносеология, этика и многие другие. Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в себя всё природное, выступает одновременно составной частью природы, её высшим продуктом. Как известно, название "антропология" происходит от двух греческих слов: "антропос", что значит "человек" и "логос", что значит "наука". Антропология есть наука о человеке и занимается она всем, что имеет отношение к человеку - физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей цивилизации и т.д. Следовательно, человек­ – исходный пункт антропологического знания.

Как показывает наука о человеке, понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле - не как отдельный индивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движения материи), он имеет биологические и социальные потребности.

В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе):

  1. человек - прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

  2. человек - чисто социальное существо;

  3. человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;

  4. человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребности, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.

Определение человека как чисто социального существа никогда не пользовалось широкой поддержкой ученых. «Чисто социальную» концепцию высказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологического аспекта природы человека и общества.

Представление о человеке как биосоциальным, или социально-биологическом существе широко распространено в российской науке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек, понимается как единство биологического, психического и социального. Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологические, и социальные законы. При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учитывать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие информации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что многие из этих потребностей - насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления - в обществе есть и биологическое, и социальное – то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим законам, но и законам физики и химии.

Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиняется следующим закономерностям:

Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения состояния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных.

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. При этом в разные исторические эпохи оказываются, востребованы совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров - интеллектуальные, творческие способности. Все эти примеры показывают, что социальное начало человека, хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определяет содержание исторического процесса. Это означает, что при рода человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диалектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биологическую, химическую и физическую основы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4