logo
ГОСЫ общие

6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.

Как и в других отраслях, в туризме сертификация может использоваться в законодательно регулируемой (обязательная сертификация) и в законодательно не регулируемой (добровольная сертификация) сферах. В первом случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной окружающей среды, здоровья потребителя. Цель добровольной сертификации - создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или выполняемой работы (услуги), а также для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования. При добровольной сертификации заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в системе.

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002 года N287 обязательная сертификация туруслуг и средств размещения была отменена. Право на осуществление сертификационной деятельности получили специальные органы, имеющие аттестат аккредитации на подобную деятельность.

В отличие от обязательной сертификации, подтвер­ждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий круг задач, в частности:

1) подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также ряда показателей качества, дополняющих безопасность;

2) подтверждение подлинности услуг;

3) проверка адекватности цены качеству услуги;

4) подтверждение соответствия системы качества организации тре­бованиям ИСО 9000;

5) подтверждение соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;

6) подтверждение соответствия компетентности персонала, претен­дующего на работу в качестве эксперта, установленным требованиям;

7) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла услуги установленным требо­ваниям;

На сегодняшний день существует уже несколько систем добровольной сертификации туристических услуг с учетом современных реалий и возможностей туризма.

Во - первых, не отменена традиционная система сертификации ГОСТ - Р, являвшаяся ранее обязательной. В этой системе действуют добротные, годами и десятилетиями выверяемые стандарты, охватывающие весь спектр туристско - экскурсионного обслуживания. Гостиницы, средства размещения, проектирование туристических услуг, обеспечение безопасности туристов и экскурсантов - на весь этот список существуют строгие ГОСТы. Разница только в том, что хозяин фирмы сам теперь волен выбирать, предпочесть ему эту систему или же выбрать более современные сертификационные системы, созданные с учетом сегодняшних требований, когда во главу угла наряду с безопасностью туристов ставится такой критерий, как качество предлагаемых услуг.

Из новых систем сертификации, зарегистрированных и одобренных в РФ актуальны две. Первая - система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров), зарегистрированная Одинцовской торгово - промышленной палатой. Объекты оценки этой системы - зоны отдыха и средства размещения (любые объекты временного проживания туристов). Именно в этой системе можно не только сертифицировать, но и классифицировать средства размещения (гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха, туристские и спортивные базы, лагеря) по 1-5-звездочному принципу и зоны отдыха (прилегающая территория, дополнительные услуги) по категориям от А (высшая) до Д (низшая). Почему именно центрам отдыха уделяется особое внимание в сертификационной деятельности? Дело в том, что в нашей стране сложилась уникальная, не имеющая аналогов в международной практике сеть курортно - оздоровительных учреждений, называемых ранее "здравницами". Расположенные в экологически чистых местах, окруженные водоемами, лесными массивами или парковыми зонами, здравницы идеально совмещали профилактику заболеваний, лечение и отдых.

Услуги турагентов и туроператоров возможно сертифицировать еще и в рамках сертификации качества. Направлениями этой системы являются сертификация товаров и услуг по качеству и экологическая сертификация. При данной системе сертификации оценка полезности производится за счет учета положительных и неблагоприятных (вредных) факторов. Услуги, прошедшие сертификацию по качеству, получают документ, в котором уровень качества проставлен в виде конкретного числа. Экологический сертификат содержит числовой показатель уровня экологической чистоты. Таким образом, данная система количественно выражает уровень качества туруслуги.

Согласно маркетинговым исследованиям, потребители турпродукта в первую очередь обращают внимание на безопасность услуг, их качество, а потом интересуются ценой. А результаты добровольной сертификации - это заключение независимой третьей стороны, которое как нельзя лучше убеждает клиента в абсолютно качественных услугах.

Статья 22. Знаки соответствия.

1.Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации; могут маркироваться знаком соответствия системы доброволь­ной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанав­ливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

2. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществля­йся заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя спо­собом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

3. Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установлен­ном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Для подтверждения знака соответствия туруслуг – наличие лицензии на этот знак.