5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
Для получения максимальной выгоды от социально-культурного сервиса и туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.
Туристская политика государства — совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы сервиса и туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Это деятельность государства по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка, совершенствованию форм туристского обслуживания граждан и укреплению на этой основе политического, экономического и социального потенциала.
Механизм реализации туристской политики государства включает:
выработку концепций развития туризма;
составление целевых программ по развитию туризма на уровне Российской Федерации в целом и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;
разработку конкретных мер для достижения поставленных целей;
■государственное регулирование туристской деятельности.
Основными направлениями туристской политики на современном этапе развития экономики в России являются защита прав потребителей и интересов производителей отечественного турпродукта, а также поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Мировой опыт в области туризма позволяет сформулировать базовые принципы формирования государственной туристской политики:
1) достижение материально-технической базы туризма уровня мировых стандартов;
развитие инфраструктуры туристской отрасли для комплексного обслуживания всех категорий туристов;
грамотный подбор и обучение кадров, достижение профессионализма персонала уровня мировых стандартов;
грамотное использование возможностей рекламы и других средств продвижения национального туристского продукта;
сотрудничество с различными государствами в области туристских обменов;
использование достижений науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в туризме.
Политика государства в области туризма базируется на стратегии и тактике.
Туристская стратегия — выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы. Стратегия определяет действия государства в области реорганизации и развития туризма.
Туристская тактика — конкретные меры и приемы достижения поставленных целей в конкретных условиях. Задача государственной тактики в туризме заключается в выборе наиболее оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.
Доклад заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации О.А. Рожнова «О приоритетных направлениях и механизмах реализации государственной политики по развитию сферы туризма в Российской Федерации»
Президиум Коллегии Минспорттуризма России отмечает, что индустрия туризма и гостеприимства в настоящее время превратилась в одну из динамично развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. По прогнозам Всемирной туристской организации, число туристов на планете ежегодно растет на 4-6%, что выдвигает туризм на передовые рубежи мировых инновационных процессов.
Однако имеющийся в России огромный туристский потенциал используется малоэффективно. Несмотря на позитивные сдвиги за последние годы, туристские ресурсы используются слабо. Так, по оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры, принимать до 40 млн. в год только иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток.
Причинами недостаточно эффективного развития туризма в России являются: значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, недостаточное развитие инфраструктуры, низкое качество оказываемых услуг, нехватка квалифицированных кадров, а также
малое количество гостиниц туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень, слабое продвижение турпродукта.
С целью формирования в стране единой государственной политики по созданию условий для развития в России эффективного и конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения, необходима активная реализации комплекса мер направленных на:
- совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма; - развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.); - создание новых туристских центров и российских представительств по туризму за рубежом; -рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках; - повышение качества туристских и сопутствующих услуг; - облегчение паспортно-визовой политики; - обеспечение условий для личной безопасности туристов; - улучшению инвестиционного климата, способствующего повышению активности российского бизнеса, а также увеличению притока иностранного капитала; - скоординированности действий государственных органов власти, бизнеса, общественных объединений и саморегулируемых организаций по развитию туризма в России.
20 января в Минспорттуризме России прошла рабочая встреча Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Мутко с представителями туристского бизнеса.
В ходе встречи были обсуждены наиболее актуальные вопросы развития отрасли, перспективы и механизмы взаимодействия власти и туристского бизнеса. От эффективности этого сотрудничества будет зависеть, - каким будет российский туризм, станут ли конкурентоспособными отечественные туристские услуги, а в итоге - насколько качественным и безопасным станет отдых наших граждан, как за рубежом, так и внутри страны. «В нашей стране туризм признан приоритетной отраслью экономики, и его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание», - отметил в своем вступительном слове В. Мутко.
По оперативным данным за 2009 год объемы въездного и выездного туристских потоков снизились на 7% и 17% соответственно, что явилось в первую очередь следствием сокращения платежеспособного спроса населения и общего снижения расходов граждан на отдых. По итогам года объем внутреннего туристского потока составил свыше 32 млн. человек (за границей отдыхали 20%, в том числе в странах дальнего зарубежья менее 10%). Рост в основном происходил за счет туристов, самостоятельно организующих свои поездки на отдых. В целом, статистические данные свидетельствуют о стабилизации туристского спроса и положительных тенденциях на массовых направлениях.
По мнению В. Мутко основная задача, которую необходимо решить - создание условий для развития внутреннего и въездного туризма и содействие развитию туристской инфраструктуры в регионах страны, привлечение инвестиций в отрасль, в первую очередь в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)». На реализацию Программы из бюджета предлагается направить 96 миллиардов рублей, из которых 93 миллиарда составят капитальные вложения в виде субсидий; на продвижение и рекламу туристских возможностей страны предусматривается выделение трех миллиардов рублей.
В ходе встречи были определены основные направления развития туристской индустрии в 2010 году, а именно: повышение качества и безопасности туристских услуг, обеспечение защиты прав потребителей; развитие въездного туризма; внедрение новых информационных технологий; проведение регулярного системного анализа состояния отрасли; кардинальное повышение уровня профессиональной подготовки специалистов.
По мнению председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, вице-президента Российского Союза Туриндустрии Юрия Барзыкина, необходима системность в вопросах взаимодействия органов государственной власти и представителей туристского бизнеса.
Вопросы основных тенденций развития рынка туристских услуг на ближайшую перспективу затронул Президент компании «Интурист» Александр Арутюнов. В своем выступлении он выдвинул предложения о продвижении национального турпродукта в Европе, а также о развитии гостиничного сектора в г. Сочи.
В ходе встречи президентом группы компаний «Спектрум» Евгенией Конколь была выдвинута инициатива об учреждении государственной премии в области туризма с целью поднятия престижа отрасли. Е. Конколь в своем выступлении подняла проблемы детского туризма и вопросы демпинговых цен (ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке).
Предложения о поддержке туроператоров, которые берут на себя риск по продвижению российского турпродукта, о внедрении электронного документооборота (бланк путевок) было выдвинуто генеральным директором компании "Капитал Тур" Инной Бельтюковой.
Также, в ходе встречи представителями турбизнеса были выдвинуты на обсуждение предложения о создании представительств Российской Федерации по туризму за рубежом, о представлении единого национального стенда Российской Федерации на туристских выставках, об укреплении позиций на информационном поле для последующего успешного продвижения российского турпродукта.
- 1. Вопросы по предмету «Менеджмент в скСиТ»
- Функции, методы, виды и объекты менеджмента туристской организации.
- Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- Механические и органические организационные структуры управления в турорганизации.
- Мотивационные основы управления в турорганизации.
- Контроль в турорганизации.
- Современные методы принятия решений в турорганизации.
- 2. Вопросы по предмету «Налоги и налогообложение в туризме»
- 1. Сущность, функции, классификации и роль налогов.
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением.
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме.
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 1.1. Налогоплательщики
- 1.2. Объект налогообложения
- 1.3. Налоговая база
- 1.4. Налоговый период. Налоговая ставка
- 1.7. Уплата ндс в бюджет
- 1.8. Порядок возмещения налога
- 5. Налог на доходы физических лиц.
- 6, Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- 7. Региональные налоги.
- 3. Вопросы по предмету «Экономика и предпринимательство»
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка, факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- 4. Вопросы по предмету «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3 Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 3 Системы оплаты труда:
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки и их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме. Показатели эффективности управления оборотными средствами.
- 10 Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- 5. Вопросы по предмету «Курортное дело»
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации. Общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- 6. Вопросы по предмету «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение пр в соврем. Общ-ве. Цели и задачи пр.
- 2. Общая хар-ка функ-ций специалиста по пр, его статус и круг решаемых задач …
- 3/Целевые аудитории в пр: понятия, виды.
- 5.Формы подачи информационно – новостных материалов с позиций pr.
- 6. Имидж фирмы и его роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг.
- 2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 7).Правила и схемы сертификации услуг.
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 8. Вопросы по предмету «Инновации с скСиТ»
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансирования инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скСиТ.
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- 9. Вопросы по предмету «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- 10. Вопросы по предмету «Маркетинг в скСиТ»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в скСиТ: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4. Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету «Реклама в скСиТ»
- Сущность, роль и значение рекламы в скс и т
- Особенности рекламы услуг скс и т
- Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4) Основные средства системы маркетинговых коммуникаций смк
- 5) Синтетические средства смк
- 6) Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламного обращения.
- 7) Психологические особенности восприятия рекламы
- 8). Рекламная кампания. Бюджет рекламной кампании.
- 9) Оценка эффективности рекламной кампании.
- 12. Вопросы по предмету «Экскурсионно-выставочная работа»
- Классификация выставок. Крупнейшие выставочные центры рф и снг.
- 3 Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, опред гуманитарные знания туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7 . Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности тур предприятия.
- 13. Вопросы по предмету «Международный туризм»
- Основные туристические макро регионы мира
- Основы тенденции развития тур Индустрии
- 2 Международный туризм в рф проблемы и перспективы развития в России
- Шаги решения проблемы
- 3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
- 14. Вопросы по предмету «ЧиО»
- Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности.
- Сущность и классификация потребностей.
- 4.Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5.Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей тур продукта и их общая характеристика.
- Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
- 15. Вопросы по предмету «Техника и технология в скСиТ»
- 1) Нтп и его влияние на развитие тур отрасли.
- 2. Архитектура в имедже гостиниц. Архитектурно-планировачное решение гостинечных, туристских и саноторно-курортных комплексах.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма.
- Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия.
- 7) Туристские формальности (виза, паспорт, таможня)
- 16. Вопросы по предмету «Банковское обслуживание»
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
- III. Кассовые операции .
- 2.Банковская система рф
- Коммерческие банки. Основные принципы их деятельности.
- Основные принципы деятельности коммерческих банков
- Функции коммерческих банков.
- Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
- 3. Организация банковского обслуживания предприятия скс и т.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скс и т.
- 6. Основные виды банковской деятельности.
- 7. Банковское кредитование предприятий скс и т.
- Усредненная структура банковских ресурсов по России.
- Электронные средства обслуживания предприятия скс и т.
- 17. Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 3 Этикетная атрибутика
- 18. Вопросы по предмету «доу»
- 1. Доу. Значение доу в системе управления туристского предприятия. Документ. Его характеристики. Классификация видов документов. Требования оформления
- 2. Доу в туризме. Система документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение, функции.
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- 19. Вопросы по предмету «Психодиагностика»
- 1.Научная пд-ка и психодогическая практика.
- 2.Психология общения. Вербальные и невербальные пар-ры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3.Экспрессия чел-ка как психодиагностический параметр.
- Психологические аспекты деструктивного общения.
- 6.Межличностные отношения в группе.
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике.
- 2. Правовые основы страховой деят-ти. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деят-ти.
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 5.Общая хар-ка страхового рынка рф. Орг-ия страхования.
- 6.Финансово-экономичекие основы страховой деят-ти.
- 7. Перестрахование.Сущность и основные понятия. Виды договоров.
- 1. Особенности правового регулирования туристской деят-гн.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму рф
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деят-ти в сфере туризма
- 5. Юр. Ответ-ть тур-х орг-й и индивидуальных предпринимателей за налоговые, адмии-е и уг. Нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туритсской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.