logo
ГОСЫ общие

4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

Цель индустрии развлечений – создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

Социальная направленность индустрии развлечений – служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках.

Индустрия развлечений, решая многогранные задачи:

- воспитания

- формирования оптимистичного настроения

- образования

- отдыха

- развития культуры человека, формирует и развивает личность.

К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спорт залы, библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в индустрию развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести: добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному).

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно.

К числу важнейших современных задач изучения индустрии развлечений относятся следующие.

1. Исходя из важного места развлечений в формировании личностных особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений. Создание адекватных моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению действенности социальной политики.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентоспособная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечения. При этом важно видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким» управлением потребления и корыстным манипулированием сознанием людей вследствие предложения им означенного комплекса развлечений.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений

4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу. В этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщенности людей.

5. Спрос на деятельность индустрии развлечений зависит от величины и форм использования свободного времени. Важным фактором является также доход населения.

Инфраструктура театров

Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени.

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские(декорации, костюмы).

Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, центральная.

Постановки музыкальных, музыкально – драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствуют множество театральных зданий.

От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля (обычно 10 м. по глубине, 14 м. по ширине), а в пространственном отношении – форма зрительного зала. Помещение оркестра располагается перед сценой.

Оборудование сцены – разнообразно, зачастую уникально.

Для зрителей важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 – 30 м. Также учитывается форма зала. Соблюдение этого параметра ограничивает вместимость зала.

Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель времени реверберации.

Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.

Инфраструктура многоцелевых залов

Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных зрелищ и строительства зданий общественного значения. Сооружение многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной эксплуатации универсального объекта.

В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные, танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спотривные и пр.

Вместимость залов различна и колеблется от100 до десятков тысяч человек. Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.

Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.

По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что обеспечивается соответствующими конструкциями и композиционными приемами зала (подвижные потолки, перегородки и т.д.).

К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся: Формирование зрелищных центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.

Клубная деятельность

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественное мнение и сознание. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства.

Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации общения люлей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. Носят характер специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения.

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы, административно – хозяйственные и технические помещения.

В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы.

Формирование клубной общности проходит несколько стадий – Становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.

Расчетным показателем мощности театров, концертных организаций, кинотеатров и других учреждения культуры с местами для зрителей является число зрительских мест.

Нормативные показатели площадей для определения мощности театров, концертных организаций, кинотеатров и других учреждения культуры с местами для зрителей:

Площадь зрительных залов на одно место не менее, квадратного метра, для:

- кинотеатров круглогодичного действия – 1,0;

- «сезонного» - 0,9;

- клубов – 0,65;

- театров, концертных и универсальных залов – 0,7.

Примечание. Площадь зрительного зала с балконами, ложами и ярусами следует определять в пределах ограждающих конструкций:

для кинотеатров – включая эстраду;

клубов, театров, концертных и универсальных залов – до передней границы эстрады, сцены, авансцены, арены или барьера оркестровой ямы.

Объем зрительных залов и аудиторий на одно зрительское место, квадратный метр:

- драматических театров 4 – 5;

- кинотеатров 4 – 6;

- клубов 4 – 7;

- музыкально-драматических театров и театров музыкальной комедии 5 – 7;

- театров оперы и балета 6 – 8;

- аудиторий 4 – 5.

Расчетным показателем мощности музеев является количество музейных предметов основного фонда (единиц);

Расчетным показателем мощности библиотек является библиотечный фонд (единиц), число мест читального зала;

Нормативные показатели площадей для определения мощности библиотек.

Площадь общего читального зала в массовых библиотеках централизованной библиотечной системы следует принимать не менее 2,4 квадратных метров на одно читательское место (при оборудовании читального зала одно- или двухместными столами).

Площадь помещений закрытого хранения библиотечных фондов и архивных документов следует принимать не менее 2,5 квадратных метров на 1 тыс. единиц хранения.

Площадь хранения библиотечных фондов открытого хранения должна быть не менее 4,5 квадратных метров на 1 тыс. единиц хранения.

Общую площадь библиотеки учебных заведений следует принимать на одного учащегося (студента) не менее, квадратный метр:

- в школах и в школах-интернатах – 0,3;

- в профессионально-технических учебных заведениях – 0,6;

- в средних специальных учебных заведениях – 0,8;

- в высших учебных заведениях:

- технического профиля – 1,1;

- гуманитарного и медицинского профиля – 1,3;

- культуры – 2,3.