Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания.
Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Личностные факторы.
Возраст и стадии жизненного цикла семьи
Возраст и стадии жизненного цикла семьи. Интерес людей к определенному типу товаров и услуг меняется в течение их жизни. По мере роста и возмужания человека диапазон товаров, которыми он интересуется, расширяется. Кроме того, на поведение покупателя также оказывает влияние его семейное положение: женат или холост, имеет ли детей, и т.д.
Род занятий человека, несомненно, оказывает значительное влияние на характер его покупок товаров и услуг
Материальное положение тоже влияет на характер его покупок.
Стиль жизни – это весь диапазон действий человека в жизни и его взаимодействие с другими людьми.
Личность и самооценка. Личность каждого человека влияет на его поведение как покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду.
1.Возраст. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор:
Дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимают, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;
Дети дошкольного возраста (до семи лет). Путешествуют с родителями (за редким исключением - в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц, их сопровождающих. Концепция отдыха ориентирована на потребности ребенка;
Школьники (до 18 лет). В основном финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, чаще всего следуют на отдых в составе групп, отличаются высокой, любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;
Молодежь, студенты (до 25 лет). Как правило, имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами. Согласно преобладающей на Западе концепции, до создания семьи предпочитают посмотреть мир, что учитывается турфирмами при разработке турпродукта: для этой категории туристов существует много предложений и наибольшее количество скидок;
Туристы 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе; служебной карьерой. На отдых выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют туристы из категории «новых русских», мотивации которых непредсказуемы и могут свестись к интенсивному разбрасыванию денежных средств, требованию из ряда вон выходящих развлечений даже не, сколько в целях получения острых ощущений, сколько для привлечения к себе внимания окружающих;
Туристы 35-50 лет. Предпочитают активный, менее познавательный, более спокойный отдых, чаще без детей и без партнера. Как правило, обеспечены, знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив - за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту;
Туристы от 50 лет и старше. За редким исключением, обладают относительно слабыми физическими возможностями, склонны к недомоганиям. Им показаны существенные климатические ограничения. Предпочитают познавательный отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с лечением. Основная мотивация - возможность спокойного отдыха, исключительная мотивация - «успеть увидеть». Высокие требования по внешним воздействиям.
2. Образование. Этот фактор инициирует позывы увидеть непосредственно явления, достопримечательности, культурно-зрелищные события. Выделяют такие уровни образования: начальное, среднее, средне специальное, высшее и др. не исключение туристы, у которых нет образования, а есть только жизненный опыт.
При комплектовании групп сотрудникам турфирм желательно учитывать уровень образования туристов, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.
3. Социальная принадлежность. Оказывает существенное влияние на мотивацию выбора отдыха. Выделяют следующие социальные группы:
Рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов. В развитых странах имеют четко оговариваемый трудовым договором отпуск и могут планировать туристскую поездку. Доход, как правило, достаточен, чтобы выделить часть средств на туризм;
Учащиеся и студенты. В силу своих возрастных и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний составляют подавляющую часть групп познавательного туризма. Испытывают большое влияние познавательных исходов;
Пенсионеры. В большинстве стран имеют льготы и дотации, использование которых в условиях ограничений климатического характера позволяет им совершать туристские поездки в «средний» и «низкий» сезоны;
Фермеры и работники подсобных хозяйств. Из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых являются исключительно неблагоприятной для туризма группой. В западных странах фермеры составляют туристский контингент в, «средний» и «низкий» сезоны, а также в зимнее время. Активно участвуют в рождественских и новогодних турах.
4. Менталитет. Определяется в основном воздействием общества, в котором человек проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от уровня образования и занимаемого в обществе положения. При выборе отдыха этот фактор имеет большое значение, особенно для туристов старше 18 лет, в период становления личности (с возрастом растут компромиссность и приспособляемость). Тезис «бытие определяет сознание» очень актуален при изучении принципов мотивации. Обычно во время отдыха имеет место стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.
5. Конфессия. Влияние этого фактора проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлекательные программы, например варьете, стриптиз-шоу, казино. Представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов и молитв.
6. Доход. Играет в туризме существенную роль. Турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия исходя из их стоимости и своих материальных возможностей. Люди обеспеченные путешествуют избирательно. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок. Повышение жизненного уровня меняет приоритеты. Доходность различных категорий населения, составляющих потенциальный контингент туристов, влияет на формирование планируемого отдыха.
7. Семейное положение. Существенным образом влияет на мотивацию выбора путешествия. Выделяют следующие группы семейной принадлежности:
Дети и школьники. Способны оказывать влияние на родителей в выборе тех стран, где были их школьные товарищи;
Молодежь. Свободна от семьи и поэтому имеет все предпосылки для активных путешествий;
Супруги с детьми или лица, сопровождающие детей. Стремятся обеспечить отдых ребенка. Относительно ограничены в возможности выбора виды отдыха и развлечений;
Семейные пары. Как правило, располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, обладают преимуществом не подыскивать себе партнера на период путешествия. Реже выбирают познавательные туры, чаще - пляжный отдых.
8. Работа. Ее вид, характер, напряженность опосредованно оказывают влияние на формирование мотивов выбора путешествия, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию вида трудовой деятельности (умственной или физической) и трудового коллектива.
9. Отпуск. Его наличие, продолжительность, а также дотации к отпуску влияют на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня.
10. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек, никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extrerne», как и человек, страдающий морской болезнью - морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может влиять на принятие решения о путешествии и покупке турпродукта.
Инвалиды и люди с физическими недостатками могут составить специфический сегмент потребительского рынка, если средства и условия их приема будут соответствовать специфике данного сегмента. Исследования подтверждают, что все большее число людей с физическими недостатками предпочитают проводить свободное время в путешествии.
Семьи, в которых есть люди с физическими недостатками, скрупулезно подходят к планированию и выбору туристской поездки, учитывая возможные трудности и специфику отдыха. В мире существуют курорты, рассчитанные на прием данной категории туристов. Например, в Колорадо создан горнолыжный курорт со специальными программами для слепых, калек и Т.д. Туристская индустрия предлагает специальные услуги для данного сегмента потребительского рынка, в частности: некоторые авиакомпании - про граммы обслуживания, гостиницы - помещения, сконструированные с учетом специфики данной категории туристов.
Существует ряд не явно выраженных физических недостатков, которые ограничивают туристскую активность, но, как правило, редко учитываются работниками сферы туризма (например, диабет, фобии). Следует помнить, что высокий процент людей с физическими недостатками может создать предпосылки для возникновения экстренных ситуаций во время путешествия.
11. Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:
Индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предлагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы. Туроператор при составлении тура учитывает все возможные пожелания туриста;
Группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Для группы численностью более 30 человек требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.
Участие в групповом туре характеризуется следующими мотивационными исходами:
Подавление индивидуальных требований в целях приспособления к общим интересам;
Подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться, подвергнутся нападению, остаться без поддержки и др.) при посещении незнакомого места;
Возможность обрести новых знакомых и друзей;
Наличие компаньона во время путешествия.
12. Географическое направление. Мотив выбора географического направления может быть неопределенным и во многом зависит от удаленности и доступности места туристского назначения. На выбор географического направления в значительной степени влияет подготовленность туриста, в том числе сведения, полученные им из учебной, популярной и другой литературы, средств массовой информации, образующие фундамент его географических, краеведческих и страноведческих знаний. Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей. Географическое направление может привлекать: месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы и пр.), событием (фестиваль, спортивные игры и др.), возможностями для определенной деятельности (например, для занятий спортом), а также состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т.п.
13. Сезонность. Туристские ресурсы в силу их географического положения и климатических особенностей обладают сезонной привлекательностью. Никто не поедет в Индию в период муссонных дождей. В туристской практике годовой цикл принято делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определенны период времени. Выделяют сезоны:
«высокий» - период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определенное время;
«средний» - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях, чем в «высокий» сезон;
«низкий» - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определенное время.
Турист предпочитает посещать курорт именно в «высокий» сезон, и в мире всегда можно найти место с наиболее благоприятными условиями для отдыха в определенное время.
14. Активность. Туризм предполагает пассивный и активный отдых. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. Активность на работе генерирует желание спокойного отдыха и, наоборот, умственный труд - необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски и т.д. На склонность туриста к пассивному отдыху также может влиять сезонность.
При выборе сегмента потребительского рынка следует четко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения. Для участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по возрасту и медицинским показаниям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.
Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из этих влияний могут быть доминирующими, другие - побочными, однако все они обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Культурные факторы:
Культурные факторы оказывают на поведение покупателя значительное влияние. Культурные факторы – это сложное понятие, включающее собственно культуру, субкультуру, и классовую принадлежность.
Культура - это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах коммуникации, часто передаваемых от поколения к поколению. Она проявляется в существовании относительно устойчивых форм, моделей потребления. Субкультура - это подсистема культуры, включающая в себя совокупность устойчивых специфических форм взаимодействия, присущих какой-либо социальной группе, слою. Одним из важнейших проявлений субкультуры являются модели потребления, характерные для возрастных, профессиональных, региональных групп, а также групп людей, сплоченных какой-то общей идеей, интересом (туризмом, рыбалкой), вкусом (общей любовью к определенному музыкальному жанру, стилю и т.п.).
Что и как покупает человек, во многом определяется его культурными, социальными, личностными и психологическими характеристиками.
По мнению Н.Б.Черных, культурные факторы оказывают на поведение покупателя значительное влияние. Они включают в себя культуру, субкультуру и классовую принадлежность.
Культура - это основная сила, предопределяющая желания и все поведение человека. Она включает основные ценности, желания, поведенческие особенности, которые он усваивает, живя в обществе. Культура выражается через огромное множество осязаемых вещей, которые можно объединить в четыре основные группы: пища, жилище, одежда и искусство.
Именно культура предопределяет, что мы едим, куда и как мы ездим, где останавливаемся в пути. Она адаптируется к изменениям окружающей среды. В мире много людей, одетых в одинаковую одежду разных национальностей (то есть смываются национальные особенности людей), имеющих одни и те же автомобили, телевидение, ужинающих в одних и тех же ресторанах. Для деловой жизни это хорошо, но для туризма плохо: нельзя терять свои национальные особенности, данные культурной средой. Вся эта одинаковость уменьшает один из стимулов путешествия - увидеть своими глазами культуру.
Внутри каждой культуры образуются различные группы людей, разделяющие общие системы ценностей, основанных на общности опыта и жизненных ситуаций. Такие группы людей являются носителями своей собственной субкультуры.
Особенности субкультуры определяются национальными, религиозными, расовыми, географическими и другими признаками.
Любое общество имеет ту или иную классовую структуру.
Социальный класс представляет относительно стабильное и упорядоченное подразделения человеческого общества, члены которого имеют сходные интересы, ценности и поведенческие нормы. Современные общества делят на классы и социальные группы с учетом материальной, политической, социальной и культурной состоятельности индивидуума .
Социальные факторы
Поведение потребителя во многом зависит от социальных факторов: референтные группы, семья, а также от его собственной роли статуса в этих группах.
Референтные группы – это группы, которые оказывают прямое и косвенное влияние на соответствующих индивидуумов, служа эталоном для сравнения и являясь источником формирования норм ценностей поведения.
Семья – главная ячейка человеческого общества, члены которой могут очень значительно влиять на покупательское поведение друг друга.
Роли и статусы – роль представляет собой действия, которых ожидают от человека окружающие. Каждая роль несет статус, отражающий социальную оценку его действий со стороны других членов общества. Характер покупок человека часто показывает его статус в обществе.
Люди могут испытывать влияние эталонных групп, к которым они не принадлежат, но хотели бы.
Эталонные группы оказывают значительное влияние на потребителей тем, что они демонстрируют пока еще недостижимый для потребителя стиль; формируют его жизненную установку, концепцию и самооценку вынуждая потребителя стараться быть похожим на них хотя бы в выборе одних и тех же товаров, услуг и фирмы (участие знаменитостей в рекламных роликах).
Д.Ф. Энджел считает, что члены семьи могут оказывать очень значительные влияния на покупательское поведение друг друга. Чаще всего в семье решается, куда, когда и насколько семья поедет отдыхать.
Весь мир - театр, где женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль (У. Шекспир). Человек на протяжении своей жизни принадлежит ко многим группам. В одних он проводит всю свою жизнь (семья), в других - какие-то ее этапы (учебная группа, воинский или трудовой коллектив, общественные организации, клуб по интересам и так далее). Его положение в каждой из этих групп можно определить с помощью терминов «роль» и «статус» .
Роль представляет собой действия, которые ожидают от человека другие члены группы. Какую бы роль не играл человек в своей среде, она оказывает влияние на его поведение как покупателя. Н.Б.Черных в своей работе указывает на то, что роль, которую выбрал человек в той или иной группе, может преследовать его всю жизнь. От него всегда будут ждать действий в соответствии с той ролью, в которой привыкли его видеть. Когда кто-то начинает играть не ту роль, которую от него ожидают, это чаще всего вызывает недовольство. Нередко роль человека в группе меняется под действием каких-то экстремальных обстоятельств, и это изменение может быть как положительным, так и отрицательным .
В каждой роли содержится указание на статус индивида, отражающий большее или меньшее уважение к нему со стороны других членов группы. Часто роли выбираются именно из-за статуса, сопряженного с ними. Например, один бизнесмен всегда заказывал себе билет на отдых первого класса и очень расстроился, когда ему предложили лететь туристским классом. Роль и статус, по мнению Ф. Котлер, взаимосвязанные понятия. Изменение роли неизбежно ведет к изменению статуса и наоборот .
Также он считает, что на поведение покупателя существенное влияние оказывают также его личностные характеристики, такие как возраст, этап жизни, финансовое положение, стиль жизни, жизненное кредо и самооценка.
Интерес людей к определенным товарам и услугам меняется в течение всей их жизни. Молодежь обращает меньше внимания на тип размещения при отдыхе, чем люди старшего возраста, то есть возраст требует определенное сочетание туристских услуг в путешествии.
Как утверждает Ф. Котлер, материальное положение также сильно влияет на характер и количество совершаемых людьми покупок. Переживая экономические трудности, потребители стараются сэкономить на отдыхе.
Люди, принадлежащие к одной субкультуре, общественному классу и даже имеющие одну и ту же профессию, могут иметь разные стили жизни .
Стиль жизни представляет собой весь диапазон действий человека в жизни и его взаимодействий с другими людьми, это синтез всех ролей, играемых человеком в различных группах, определяющий поведение человека в каждой конкретной ситуации.
Личность каждого человека влияет на его поведение как покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду.
Непосредственное отношение к личности человека имеет также его самооценка, то есть собственное представление о самом себе как личности. Самооценка может совпадать с мнением окружающих или не совпадать. Она позволяет выделить себя из окружающей среды как личность и подстраивать свое дальнейшее поведение под это представление .
Психологические факторы.
Мотивация – потребность становится мотивом поведения, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Это напряженное состояние заставляет человека действовать с целью его снятия.
Восприятие – это процесс, посредством которого индивидуум собирает, организует и интерпретирует информацию, создавая свою собственную, осмысленную картину мира.
Усвоение – этот психологический термин описывает изменения в поведении индивидуума, проистекающие из приобретенного им опыта.
Убеждения и отношения. Убеждение – это неподвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо. Отношением или установкой, называется относительно устойчивая оценка, определенные чувства и ощущения, связанные с каким-либо объектом или идеей.
Вся жизнь человека состоит в удовлетворении, каких - либо потребностей. Они бывают: биологического, психологического, интеллектуального, эстетического и другого характера. Потребности не всегда достаточно сильны, чтобы побуждать человека к немедленному действию. Потребность становится мотивом поведения лишь тогда, когда она достигает определенного уровня интенсивности. Такое напряжение заставляет человека действовать с целью снятия его.
После того, как потребность перешла в мотивацию, человек стремится действовать. В одинаковой ситуации два человека, имеющие одну и 'ту же мотивацию, будут действовать по- разному. Это зависит от особенностей восприятия ситуации.
Понятие «восприятие» разные психологи объясняют по - разному, но более точно, на наш взгляд, дает это определение Э. Фромм. Восприятие - это процесс, посредством которого индивидуум собирает, Организует и интерпретирует информацию, создавая свою собственную,
осмысленную картину мира .
В ходе действий покупатель узнает много нового, то есть учится, идет процесс усвоения.
Н.Б. Черных расшифровывает термин «усвоение» как психологический термин, описывающий
изменения в поведении индивидуума под влиянием накопленного опыта. Когда турист знакомится с новым для себя туром - он его познает. Опыт накапливается только в ходе реального действия. Можно сколько угодно изучать тур по альбомам, плакатам, видеофильмам, рассказам знакомых, но только апробация его позволяет накопить опыт, необходимый для его усвоения .
В процессе своих действий и усвоения люди при обретают убеждения и установки, которые в свою очередь оказывают влияние на их последующее убеждение.
Убеждение, как утверждают многие психологи, это не подвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо. Люди действуют, исходя из своих убеждений. Убеждения выражаются в виде категорических суждений. Через них люди выражают свое отношение к различным вещам .
Отношением называются сравнительно устойчивая оценка и определенные чувства, связанные с каким-либо объектом или идеей. Отношения часто называют установками. Их очень трудно изменять, потому что они все взаимосвязаны в сознании человека .
Делая вывод, можно отметить, что существует множество факторов, влияющих на поведение потребителя, и его выбор является результатом сложного переплетения множества культурных, социальных, личностных и психологических факторов.
- 1. Вопросы по предмету «Менеджмент в скСиТ»
- Функции, методы, виды и объекты менеджмента туристской организации.
- Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- Механические и органические организационные структуры управления в турорганизации.
- Мотивационные основы управления в турорганизации.
- Контроль в турорганизации.
- Современные методы принятия решений в турорганизации.
- 2. Вопросы по предмету «Налоги и налогообложение в туризме»
- 1. Сущность, функции, классификации и роль налогов.
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением.
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме.
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 1.1. Налогоплательщики
- 1.2. Объект налогообложения
- 1.3. Налоговая база
- 1.4. Налоговый период. Налоговая ставка
- 1.7. Уплата ндс в бюджет
- 1.8. Порядок возмещения налога
- 5. Налог на доходы физических лиц.
- 6, Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- 7. Региональные налоги.
- 3. Вопросы по предмету «Экономика и предпринимательство»
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка, факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- 4. Вопросы по предмету «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3 Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 3 Системы оплаты труда:
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки и их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме. Показатели эффективности управления оборотными средствами.
- 10 Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- 5. Вопросы по предмету «Курортное дело»
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации. Общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- 6. Вопросы по предмету «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение пр в соврем. Общ-ве. Цели и задачи пр.
- 2. Общая хар-ка функ-ций специалиста по пр, его статус и круг решаемых задач …
- 3/Целевые аудитории в пр: понятия, виды.
- 5.Формы подачи информационно – новостных материалов с позиций pr.
- 6. Имидж фирмы и его роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг.
- 2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 7).Правила и схемы сертификации услуг.
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 8. Вопросы по предмету «Инновации с скСиТ»
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансирования инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скСиТ.
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- 9. Вопросы по предмету «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- 10. Вопросы по предмету «Маркетинг в скСиТ»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в скСиТ: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4. Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету «Реклама в скСиТ»
- Сущность, роль и значение рекламы в скс и т
- Особенности рекламы услуг скс и т
- Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4) Основные средства системы маркетинговых коммуникаций смк
- 5) Синтетические средства смк
- 6) Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламного обращения.
- 7) Психологические особенности восприятия рекламы
- 8). Рекламная кампания. Бюджет рекламной кампании.
- 9) Оценка эффективности рекламной кампании.
- 12. Вопросы по предмету «Экскурсионно-выставочная работа»
- Классификация выставок. Крупнейшие выставочные центры рф и снг.
- 3 Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, опред гуманитарные знания туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7 . Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности тур предприятия.
- 13. Вопросы по предмету «Международный туризм»
- Основные туристические макро регионы мира
- Основы тенденции развития тур Индустрии
- 2 Международный туризм в рф проблемы и перспективы развития в России
- Шаги решения проблемы
- 3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
- 14. Вопросы по предмету «ЧиО»
- Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности.
- Сущность и классификация потребностей.
- 4.Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5.Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей тур продукта и их общая характеристика.
- Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
- 15. Вопросы по предмету «Техника и технология в скСиТ»
- 1) Нтп и его влияние на развитие тур отрасли.
- 2. Архитектура в имедже гостиниц. Архитектурно-планировачное решение гостинечных, туристских и саноторно-курортных комплексах.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма.
- Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия.
- 7) Туристские формальности (виза, паспорт, таможня)
- 16. Вопросы по предмету «Банковское обслуживание»
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
- III. Кассовые операции .
- 2.Банковская система рф
- Коммерческие банки. Основные принципы их деятельности.
- Основные принципы деятельности коммерческих банков
- Функции коммерческих банков.
- Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
- 3. Организация банковского обслуживания предприятия скс и т.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скс и т.
- 6. Основные виды банковской деятельности.
- 7. Банковское кредитование предприятий скс и т.
- Усредненная структура банковских ресурсов по России.
- Электронные средства обслуживания предприятия скс и т.
- 17. Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 3 Этикетная атрибутика
- 18. Вопросы по предмету «доу»
- 1. Доу. Значение доу в системе управления туристского предприятия. Документ. Его характеристики. Классификация видов документов. Требования оформления
- 2. Доу в туризме. Система документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение, функции.
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- 19. Вопросы по предмету «Психодиагностика»
- 1.Научная пд-ка и психодогическая практика.
- 2.Психология общения. Вербальные и невербальные пар-ры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3.Экспрессия чел-ка как психодиагностический параметр.
- Психологические аспекты деструктивного общения.
- 6.Межличностные отношения в группе.
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике.
- 2. Правовые основы страховой деят-ти. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деят-ти.
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 5.Общая хар-ка страхового рынка рф. Орг-ия страхования.
- 6.Финансово-экономичекие основы страховой деят-ти.
- 7. Перестрахование.Сущность и основные понятия. Виды договоров.
- 1. Особенности правового регулирования туристской деят-гн.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму рф
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деят-ти в сфере туризма
- 5. Юр. Ответ-ть тур-х орг-й и индивидуальных предпринимателей за налоговые, адмии-е и уг. Нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туритсской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.