logo search
ГОСЫ общие

4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.

Все сделки, связанные с хозяйственной деятельностью, за­вершаются денежными расчетами. Эти расчеты могут иметь как наличную, так и безналичную форму.

Организация безналичных расчетов гораздо предпочтитель­нее платежей наличными деньгами, поскольку при этом дости­гается значительная экономия на издержках обращения. Широ­кому применению безналичных расчетов способствует разветв­ленная сеть банков.

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем запи­сей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета пла­тельщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные рас­четы организуются на определенных принципах.

Первый принцип безналичных расчетов состоит в их осу­ществлении по банковским счетам, которые открываются тури­стскими организациями для хранения и перевода средств.

Второй принцип заключается в том, что платежи со счетов осуществляются банками по распоряжению их владельцев, в по­рядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Исключение составляют выплаты де­нежных средств на неотложные нужды (платежи в бюджет всех уровней, а также в Пенсионный фонд), которые должны осуще­ствляться в первоочередном порядке. Это является элементом государственного регулирования. При этом принципе субъектам рынка дано право самим определять очередность платежей с их счетов.

Третий принцип - это свобода выбора туристскими органи­зациями форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяй­ственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также направлен на утверждение экономиче­ской самостоятельности субъектов рынка в организации дого­ворных и расчетных отношений. При этом в договоре определя­ется срочность платежа.

Четвертый принцип - срочность платежа. Введение этого принципа имеет важное практическое значение. Получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свои

счет вообще, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксиро­ванный срок. Располагая информацией о срочности платежа, получатель средств может рационально построить свой денеж­ный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах.

Срочный платеж может совершаться:

Пятый принцип - обеспеченность платежа. Он тесно связан с предыдущим и предполагает наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию плате­жа, укрепляет платежную дисциплину в народном хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними со­ответствующих документов.

Расчетные счета открываются всем туристским организа­циям независимо от формы собственности, работающим на принципах хозяйственного расчета и имеющим статус юридиче­ского лица. Владелец расчетного счета имеет полную экономи­ческую и юридическую независимость.

Для открытия расчетного счета организация представляет следующие документы:

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключе­нием между организацией и банком договора о расчетно-кас­совом обслуживании (РКО).

По этому договору банк берет на себя обязанности по своевременному РКО организации (по проведению расчетов; выдаче денежных и расчетных чековых книжек; осуществле­нию почтовых и телеграфных услуг по вопросам ведения счетов; обеспечению сохранности всех денежных средств, по­ступивших на счета клиента и возврата их по первому его требованию; сохранности коммерческой тайны по операциям клиента).

Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов по РКО; хранить свои денеж­ные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую, статистическую отчет­ность и др.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осу­ществляется банками на платной основе, в договоре предусмат­риваются специальный раздел о стоимости услуг и порядке рас­четов за них, ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств, а также порядок разрешения споров и срок его действия.

Когда плательщик и получатель средств обслуживаются раз­ными банками, а также при взаимном кредитовании банков или перемещении наличных денег возникают межбанковские рас­четы. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

Существуют два варианта организации межбанковских рас­четов с помощью корреспондентских счетов: децентрализо­ванный, основанный на корреспондентских отношениях между коммерческими банками, и централизованный, при котором расчеты между ними проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБ РФ, через специально созданные для этих целей органы ЦБ РФ - расчетно-кассовые центры.

Коммерческие банки через корреспондентские счета осуще­ствляют все операции, связанные с обслуживанием своей клиен­туры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это сво­его рода расчетный счет, на котором хранятся все средства КБ (как собственные, так и неиспользованные средства клиентов, а также неиспользованные, полученные в ссуду от других кре­дитных учреждений).

Главный принцип осуществления платежей по коррес­пондентским счетам КБ - это осуществление их в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБ РФ мо­жет оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но при высокой процентной ставке. Та­кой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики КБ и рациональное возме­щение им ресурсов с соблюдением должного уровня ликвид­ности.

Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном банке, производятся путем прямого списания и зачисления средств по их счетам, минуя корреспондентский счет.

Формы безналичных расчетов

По признаку территориального расположения организаций и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние.

Формы безналичных расчетов между плательщиками и полу­чателями средств (платежные поручения, платежные требова­ния-поручения, чеки, аккредитивы) определяются самими парт­нерами в хозяйственных договорах.

Платежное поручение представляет собой письменное рас­поряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетно­го, ссудного) на счет другой организации - получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учрежде­нии банка.

В расчетах за товары и услуги (по товарным операциям) пла­тежные поручения используются:

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются:

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров, выполненных работ, услуг на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов. Оно выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуги, на стандартное! бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий на основе рас­четных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика спецпочтой или по телефаксу. Оплата этих документов может быть произведена только с со­гласия (акцепта) покупателя. С этой целью с согласия покупате­ля платежное поручение регистрируется в специальном журнале и передается банком непосредственно плательщику под распис­ку для акцепта.

Существуют разные формы акцепта: положительный, отрицательный, предварительный, последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт - это акцепт, при котором пла­тельщик заявляет в письменной форме свое согласие на оплату по каждому расчетному документу.

Отрицательный акцепт - когда плательщик письменно уведомляет об отказе от акцепта. Не заявленные в установлен­ный срок отказы расцениваются банком как согласие платель-шика на оплату (молчаливый акцепт).

Последующий акцепт предусматривает немедленную опла­ту расчетных документов по мере их поступления в банк в тече­ние операционного дня банка.

Предварительный акцепт означает, что плательщик дает свое письменное согласие на оплату требования до списания денег со счета.

Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован. Для отказа традиционными являются мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств (товар не заказывался, счет бестовар­ный, товар ранее оплачен, отсутствует согласованная цена и др.). Мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссыл­ками на соответствующие пункты договора.

Чек - это письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную сум­му денег. Различают денежные и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на зарплату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. п.

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналич­ных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекода­теля своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется пла­тельщиком.

С июля 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации действуют расчетные чеки единого образца с грифом «Россия». Эти чеки используются в расчетах только на территории РФ при одногородних расчетах и только юридическими лицами.

Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслу­живающий его КБ с заявлением по установленной форме, где указываются потребное количество чеков и сумма общей по­требности в этих чеках. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку по­ставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, оговоренных в аккредитивном заявлении покупателя, против представленных поставщиком соответствующих документов.

Эта форма расчетов используется в основном в иногороднем обороте и с другими странами. Срок действия аккредитива бан­ковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.

Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Осо­бенность отзывного аккредитива состоит в том, что он может быть изменен или аннулирован по указанию покупателя без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или анну­лирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление, где указывает:

• сумму аккредитива и другие необходимые данные. Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты

между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специаль­ного документа - векселя.

Вексель - это письменное долговое обязательство строго ус­тановленной законом формы, которое дает его владельцу бес­спорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон опреде­ляет два вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой пись­менный документ, содержащий простое, ничем не обусловлен­ное обязательство векселедателя (должника) уплатить опреде­ленную сумму денег в указанный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписы­вает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Переводной вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (выдающий век­сель); плательщик (лицо, к которому обращен приказ произве­сти платеж по векселю); векселедержатель (получатель плате­жа по векселю).

Переводной вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком, только после этого он приобретает силу испол­нительного документа.

Вексель является строго формализованным документом. От­сутствие в нем хотя бы одного реквизита лишает его юридиче­ской силы. К обязательным реквизитам относятся:

Платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручи­тельства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком). Авалирование векселей повышает их надеж­ность, способствует развитию обращения.

Действующее законодательство предусматривает возмож­ность передачи векселя в третьи руки в качестве средства пла­тежа. Передача векселя другому лицу с помощью передаточной надписи (индоссамента) означает передачу вместе с векселем и права на получение им платежа по данному векселю. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования, превращает вексель из простого средства оформления коммерческого кредита в кредитное средство обращения обслуживающее реализацию товаров и услуг.

Необходимо особо подчеркнуть, что все передаточные надписи на векселе, его акцепт оформляются только в пределах установленного срока платежа.

Существуют 4 способа установления срока платежа по век­селю:

  1. срок на фиксированную дату - например, «обязуюсь оп­латить 31 декабря 2001 г.»;

  2. срок но предъявлении - подлежит оплате в день предъяв­ления, но не позже одного года со дня выписки векселя;

  3. через несколько дней, месяцев - срок платежа наступает в последний день;

4) во столько-то времени по предъявлении векселя. Вексельная форма расчетов предполагает участие банков

в инкассировании векселей (т. е. получение платежей по вексе­лям в срок по поручению векселедержателей).

Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более дешевым и надежным.

Для банка - это один из источников получения прибыли. В процессе совершения инкассовых операций на корреспон­дентском счете КБ также появляются дополнительные средства, которые он может пустить в оборот.

В вексельной форме расчетов, помимо банка векселедержа­теля, инкассирующего вексель, может участвовать и банк пла­тельщика в качестве домицилянта, т. е. выполняющего пору­чение своего клиента - плательщика по совершению платежа по этому векселю. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова «платеж в банке», расположенные под подпи­сью плательщика.

Для банка эта операция является прибыльной, так как за домицинацию векселя банк получает комиссию и не несет никакой ответственности, если платеж не состоится. Клиент-плательщик сам обязан к сроку платежа обеспечить поступление необходи­мых денежных средств. В противном случае банк отказывает в платеже и вексель протестуется в обычном порядке (через суд) против векселедателя.

В отечественной банковской практике появился новый вид векселя - банковский вексель, который представляет собой од­ностороннее, ничем не обусловленное обязательство банка (эмитента векселя) об уплате обозначенному в нем лицу или его приказу определенной денежной суммы в установленный срок.

Банковские векселя могут приобретать туристские фирмы прежде всего с целью извлечения дохода как разницы (дисконт) между ценой погашения, равной номиналу векселя, и ценой приобретения, которая ниже номинала. Указанная разница по существу представляет собой исчисленный на основе текущей депозитной ставки банковский процент.

Банковский вексель (в отличие от депозитного сертификата) может быть использован его владельцем не только в качестве средства накопления, но и в качестве покупательного и платеж­ного средства.

Кассовые операции туристских организаций

Налично-денежный оборот в туризме составляет около 20 % всего денежного оборота. Значение налично-денежного оборота в организации нормальных экономических отношений различ­ных туристских организаций велико. Именно в сфере налич­но-денежного оборота происходит окончательная реализация созданного в туризме продукта (услуг и товаров) и проверяется конкурентоспособность этого продукта. Поэтому от состояния налично-денежного оборота во многом зависят нормальная цир­куляция денег в туристских организациях и устойчивость их эффективности.

Исключительное право выпуска и изъятия денег из обраще­ния принадлежит ЦБ РФ в соответствии с его статусом - эмис­сионного центра страны - и его функциями.

ЦБ РФ определяет порядок ведения кассовых операций в на­родном хозяйстве, организует изготовление банкнот, металли­ческих монет, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлических монет, устанавливает правила перевода, хране­ния и инкассации наличных денег, а также порядок замены по­врежденных банкнот, монет и их уничтожения.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются регулирующими мате­риалами ЦБ РФ в пределах Закона «О банках и банковской дея­тельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г.

Туристские организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком, по согласованию с их руководством.

Всю денежную наличность сверх установленного лимита ту­ристские организации обязаны сдать в банк в порядке и в сроки согласованные с обслуживающим их банком. Своевременность и полнота сдачи наличных денег в банк контролируются эконо­мистами банка.

При несоблюдении условий обращения с денежной налично­стью и порядка ведения кассовых операций применяются меры финансовой ответственности. Так, за несоблюдение действую­щего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных ли­митов налагается штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителя органи­зации, допустившего указанные нарушения, налагается админи­стративный штраф в размере 9-кратной минимальной месячной оплаты труда.

Каждый банк должен организовать рациональный денеж­ный оборот (т. е. удовлетворить потребности по выдаче де­нег клиентам) за счет собственных поступлений, не обращаясь в ЦБ РФ за пополнением наличности. Все организации за 65 дней до планируемого квартала представляют в банк кас­совые заявки.

На основании полученных от организаций сведений (о по­ступлениях торговой выручки от услуг транспорта и бытово­го обслуживания и пр.) и кассовых заявок коммерческий банк составляет расчет кассового прогноза, в ходе исполне­ния которого и осуществляется кассовое обслуживание орга­низаций.

Выдача денег организациям на выплату зарплаты произво­дится коммерческими банками в сроки, установленные коллек­тивными договорами, постановлениями правительства и др. Для регулирования кассовых ресурсов коммерческих банков состав­ляют календарь выдач заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих.

Деньги расходной кассой выдаются по денежным чекам, и расходным кассовым ордерам, которые выписываются бухгал­терией туристских организаций.