4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
Все сделки, связанные с хозяйственной деятельностью, завершаются денежными расчетами. Эти расчеты могут иметь как наличную, так и безналичную форму.
Организация безналичных расчетов гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку при этом достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организуются на определенных принципах.
Первый принцип безналичных расчетов состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются туристскими организациями для хранения и перевода средств.
Второй принцип заключается в том, что платежи со счетов осуществляются банками по распоряжению их владельцев, в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Исключение составляют выплаты денежных средств на неотложные нужды (платежи в бюджет всех уровней, а также в Пенсионный фонд), которые должны осуществляться в первоочередном порядке. Это является элементом государственного регулирования. При этом принципе субъектам рынка дано право самим определять очередность платежей с их счетов.
Третий принцип - это свобода выбора туристскими организациями форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.
Этот принцип также направлен на утверждение экономической самостоятельности субъектов рынка в организации договорных и расчетных отношений. При этом в договоре определяется срочность платежа.
Четвертый принцип - срочность платежа. Введение этого принципа имеет важное практическое значение. Получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свои
счет вообще, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Располагая информацией о срочности платежа, получатель средств может рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах.
Срочный платеж может совершаться:
до начала торговой операции (авансовый платеж);
сразу же после завершения торговой операции (отгрузки);
через определенный срок после завершения торговой операции.
Пятый принцип - обеспеченность платежа. Он тесно связан с предыдущим и предполагает наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в народном хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.
Расчетные счета открываются всем туристским организациям независимо от формы собственности, работающим на принципах хозяйственного расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Для открытия расчетного счета организация представляет следующие документы:
заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
документ о государственной регистрации организации, заверенный нотариусом;
нотариально заверенные копии учредительного договора о создании организации и устава;
документ, подтверждающий полномочия директора организации (протокол собрания или контракт);
документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера (приказ или контракт);
две карточки с образцами подписей первых должностных лиц организации с оттиском печати (нотариально заверенных);
справку от налоговой инспекции о постановке организации на учет для взимания налогов;
справку о постановке организации на учет в Пенсионном фонде;
регистрационную карточку статистических органов.
Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между организацией и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании (РКО).
По этому договору банк берет на себя обязанности по своевременному РКО организации (по проведению расчетов; выдаче денежных и расчетных чековых книжек; осуществлению почтовых и телеграфных услуг по вопросам ведения счетов; обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счета клиента и возврата их по первому его требованию; сохранности коммерческой тайны по операциям клиента).
Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов по РКО; хранить свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую, статистическую отчетность и др.
Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, в договоре предусматриваются специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них, ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств, а также порядок разрешения споров и срок его действия.
Когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков или перемещении наличных денег возникают межбанковские расчеты. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.
Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях между коммерческими банками, и централизованный, при котором расчеты между ними проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБ РФ, через специально созданные для этих целей органы ЦБ РФ - расчетно-кассовые центры.
Коммерческие банки через корреспондентские счета осуществляют все операции, связанные с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода расчетный счет, на котором хранятся все средства КБ (как собственные, так и неиспользованные средства клиентов, а также неиспользованные, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).
Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам КБ - это осуществление их в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБ РФ может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но при высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики КБ и рациональное возмещение им ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности.
Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном банке, производятся путем прямого списания и зачисления средств по их счетам, минуя корреспондентский счет.
Формы безналичных расчетов
По признаку территориального расположения организаций и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние.
Формы безналичных расчетов между плательщиками и получателями средств (платежные поручения, платежные требования-поручения, чеки, аккредитивы) определяются самими партнерами в хозяйственных договорах.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другой организации - получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.
В расчетах за товары и услуги (по товарным операциям) платежные поручения используются:
за полученные товары и оказанные услуги, при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение плательщиком товара или услуг;
для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг при условии ссылки в получении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительна оплата;
для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
при расчетах за товары и услуги по решению суда, арбитража;
при арендной плате за помещение;
как платежи транспортным, коммунальным, бытовым npeдприятиям.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются:
для платежей в бюджет;
погашения банковских ссуд и процентов по ним;
перечисления средств органам государственного и социального страхования;
взносов средств в уставные фонды организаций;
приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов банковских векселей;
оплаты пени, штрафов, неустоек.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров, выполненных работ, услуг на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов. Оно выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуги, на стандартное! бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).
Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика спецпочтой или по телефаксу. Оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью с согласия покупателя платежное поручение регистрируется в специальном журнале и передается банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
Существуют разные формы акцепта: положительный, отрицательный, предварительный, последующий, полный и частичный.
Положительный акцепт - это акцепт, при котором плательщик заявляет в письменной форме свое согласие на оплату по каждому расчетному документу.
Отрицательный акцепт - когда плательщик письменно уведомляет об отказе от акцепта. Не заявленные в установленный срок отказы расцениваются банком как согласие платель-шика на оплату (молчаливый акцепт).
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка.
Предварительный акцепт означает, что плательщик дает свое письменное согласие на оплату требования до списания денег со счета.
Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован. Для отказа традиционными являются мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств (товар не заказывался, счет бестоварный, товар ранее оплачен, отсутствует согласованная цена и др.). Мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора.
Чек - это письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную сумму денег. Различают денежные и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на зарплату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. п.
Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком.
С июля 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации действуют расчетные чеки единого образца с грифом «Россия». Эти чеки используются в расчетах только на территории РФ при одногородних расчетах и только юридическими лицами.
Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его КБ с заявлением по установленной форме, где указываются потребное количество чеков и сумма общей потребности в этих чеках. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, оговоренных в аккредитивном заявлении покупателя, против представленных поставщиком соответствующих документов.
Эта форма расчетов используется в основном в иногороднем обороте и с другими странами. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.
Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Особенность отзывного аккредитива состоит в том, что он может быть изменен или аннулирован по указанию покупателя без предварительного согласования с поставщиком.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление, где указывает:
номер договора, в соответствии с которым открывается аккредитив;
срок действия аккредитива;
наименование плательщика и номер его счета;
наименование и номер банка плательщика;
наименование поставщика и номер его счета;
наименование и номер банка поставщика;
полное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;
порядок оплаты товарно-транспортных документов поставщика (с акцептом покупателя или без него);
вид аккредитива;
• сумму аккредитива и другие необходимые данные. Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты
между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя.
Вексель - это письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, которое дает его владельцу бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон определяет два вида векселей: простые и переводные.
Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в указанный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
Переводной вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.
В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (выдающий вексель); плательщик (лицо, к которому обращен приказ произвести платеж по векселю); векселедержатель (получатель платежа по векселю).
Переводной вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком, только после этого он приобретает силу исполнительного документа.
Вексель является строго формализованным документом. Отсутствие в нем хотя бы одного реквизита лишает его юридической силы. К обязательным реквизитам относятся:
вексельная метка, т. е. обозначение документа словом «вексель»;
место и время составления векселя;
обязательство уплатить определенную денежную сумму;
денежная сумма, указанная цифрами и прописью (исправления недопустимы);
срок платежа (исправления недопустимы);
наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;
подпись векселедателя (собственноручная).
Платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком). Авалирование векселей повышает их надежность, способствует развитию обращения.
Действующее законодательство предусматривает возможность передачи векселя в третьи руки в качестве средства платежа. Передача векселя другому лицу с помощью передаточной надписи (индоссамента) означает передачу вместе с векселем и права на получение им платежа по данному векселю. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования, превращает вексель из простого средства оформления коммерческого кредита в кредитное средство обращения обслуживающее реализацию товаров и услуг.
Необходимо особо подчеркнуть, что все передаточные надписи на векселе, его акцепт оформляются только в пределах установленного срока платежа.
Существуют 4 способа установления срока платежа по векселю:
срок на фиксированную дату - например, «обязуюсь оплатить 31 декабря 2001 г.»;
срок но предъявлении - подлежит оплате в день предъявления, но не позже одного года со дня выписки векселя;
через несколько дней, месяцев - срок платежа наступает в последний день;
4) во столько-то времени по предъявлении векселя. Вексельная форма расчетов предполагает участие банков
в инкассировании векселей (т. е. получение платежей по векселям в срок по поручению векселедержателей).
Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более дешевым и надежным.
Для банка - это один из источников получения прибыли. В процессе совершения инкассовых операций на корреспондентском счете КБ также появляются дополнительные средства, которые он может пустить в оборот.
В вексельной форме расчетов, помимо банка векселедержателя, инкассирующего вексель, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилянта, т. е. выполняющего поручение своего клиента - плательщика по совершению платежа по этому векселю. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова «платеж в банке», расположенные под подписью плательщика.
Для банка эта операция является прибыльной, так как за домицинацию векселя банк получает комиссию и не несет никакой ответственности, если платеж не состоится. Клиент-плательщик сам обязан к сроку платежа обеспечить поступление необходимых денежных средств. В противном случае банк отказывает в платеже и вексель протестуется в обычном порядке (через суд) против векселедателя.
В отечественной банковской практике появился новый вид векселя - банковский вексель, который представляет собой одностороннее, ничем не обусловленное обязательство банка (эмитента векселя) об уплате обозначенному в нем лицу или его приказу определенной денежной суммы в установленный срок.
Банковские векселя могут приобретать туристские фирмы прежде всего с целью извлечения дохода как разницы (дисконт) между ценой погашения, равной номиналу векселя, и ценой приобретения, которая ниже номинала. Указанная разница по существу представляет собой исчисленный на основе текущей депозитной ставки банковский процент.
Банковский вексель (в отличие от депозитного сертификата) может быть использован его владельцем не только в качестве средства накопления, но и в качестве покупательного и платежного средства.
Кассовые операции туристских организаций
Налично-денежный оборот в туризме составляет около 20 % всего денежного оборота. Значение налично-денежного оборота в организации нормальных экономических отношений различных туристских организаций велико. Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация созданного в туризме продукта (услуг и товаров) и проверяется конкурентоспособность этого продукта. Поэтому от состояния налично-денежного оборота во многом зависят нормальная циркуляция денег в туристских организациях и устойчивость их эффективности.
Исключительное право выпуска и изъятия денег из обращения принадлежит ЦБ РФ в соответствии с его статусом - эмиссионного центра страны - и его функциями.
ЦБ РФ определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот, металлических монет, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлических монет, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, а также порядок замены поврежденных банкнот, монет и их уничтожения.
В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются регулирующими материалами ЦБ РФ в пределах Закона «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г.
Туристские организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком, по согласованию с их руководством.
Всю денежную наличность сверх установленного лимита туристские организации обязаны сдать в банк в порядке и в сроки согласованные с обслуживающим их банком. Своевременность и полнота сдачи наличных денег в банк контролируются экономистами банка.
При несоблюдении условий обращения с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций применяются меры финансовой ответственности. Так, за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов налагается штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителя организации, допустившего указанные нарушения, налагается административный штраф в размере 9-кратной минимальной месячной оплаты труда.
Каждый банк должен организовать рациональный денежный оборот (т. е. удовлетворить потребности по выдаче денег клиентам) за счет собственных поступлений, не обращаясь в ЦБ РФ за пополнением наличности. Все организации за 65 дней до планируемого квартала представляют в банк кассовые заявки.
На основании полученных от организаций сведений (о поступлениях торговой выручки от услуг транспорта и бытового обслуживания и пр.) и кассовых заявок коммерческий банк составляет расчет кассового прогноза, в ходе исполнения которого и осуществляется кассовое обслуживание организаций.
Выдача денег организациям на выплату зарплаты производится коммерческими банками в сроки, установленные коллективными договорами, постановлениями правительства и др. Для регулирования кассовых ресурсов коммерческих банков составляют календарь выдач заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих.
Деньги расходной кассой выдаются по денежным чекам, и расходным кассовым ордерам, которые выписываются бухгалтерией туристских организаций.
- 1. Вопросы по предмету «Менеджмент в скСиТ»
- Функции, методы, виды и объекты менеджмента туристской организации.
- Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- Механические и органические организационные структуры управления в турорганизации.
- Мотивационные основы управления в турорганизации.
- Контроль в турорганизации.
- Современные методы принятия решений в турорганизации.
- 2. Вопросы по предмету «Налоги и налогообложение в туризме»
- 1. Сущность, функции, классификации и роль налогов.
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением.
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме.
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 1.1. Налогоплательщики
- 1.2. Объект налогообложения
- 1.3. Налоговая база
- 1.4. Налоговый период. Налоговая ставка
- 1.7. Уплата ндс в бюджет
- 1.8. Порядок возмещения налога
- 5. Налог на доходы физических лиц.
- 6, Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- 7. Региональные налоги.
- 3. Вопросы по предмету «Экономика и предпринимательство»
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка, факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- 4. Вопросы по предмету «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3 Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 3 Системы оплаты труда:
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки и их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме. Показатели эффективности управления оборотными средствами.
- 10 Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- 5. Вопросы по предмету «Курортное дело»
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации. Общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- 6. Вопросы по предмету «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение пр в соврем. Общ-ве. Цели и задачи пр.
- 2. Общая хар-ка функ-ций специалиста по пр, его статус и круг решаемых задач …
- 3/Целевые аудитории в пр: понятия, виды.
- 5.Формы подачи информационно – новостных материалов с позиций pr.
- 6. Имидж фирмы и его роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг.
- 2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 7).Правила и схемы сертификации услуг.
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 8. Вопросы по предмету «Инновации с скСиТ»
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансирования инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скСиТ.
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- 9. Вопросы по предмету «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- 10. Вопросы по предмету «Маркетинг в скСиТ»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в скСиТ: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4. Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету «Реклама в скСиТ»
- Сущность, роль и значение рекламы в скс и т
- Особенности рекламы услуг скс и т
- Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4) Основные средства системы маркетинговых коммуникаций смк
- 5) Синтетические средства смк
- 6) Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламного обращения.
- 7) Психологические особенности восприятия рекламы
- 8). Рекламная кампания. Бюджет рекламной кампании.
- 9) Оценка эффективности рекламной кампании.
- 12. Вопросы по предмету «Экскурсионно-выставочная работа»
- Классификация выставок. Крупнейшие выставочные центры рф и снг.
- 3 Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, опред гуманитарные знания туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7 . Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности тур предприятия.
- 13. Вопросы по предмету «Международный туризм»
- Основные туристические макро регионы мира
- Основы тенденции развития тур Индустрии
- 2 Международный туризм в рф проблемы и перспективы развития в России
- Шаги решения проблемы
- 3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
- 14. Вопросы по предмету «ЧиО»
- Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности.
- Сущность и классификация потребностей.
- 4.Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5.Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей тур продукта и их общая характеристика.
- Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
- 15. Вопросы по предмету «Техника и технология в скСиТ»
- 1) Нтп и его влияние на развитие тур отрасли.
- 2. Архитектура в имедже гостиниц. Архитектурно-планировачное решение гостинечных, туристских и саноторно-курортных комплексах.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма.
- Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия.
- 7) Туристские формальности (виза, паспорт, таможня)
- 16. Вопросы по предмету «Банковское обслуживание»
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
- III. Кассовые операции .
- 2.Банковская система рф
- Коммерческие банки. Основные принципы их деятельности.
- Основные принципы деятельности коммерческих банков
- Функции коммерческих банков.
- Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
- 3. Организация банковского обслуживания предприятия скс и т.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скс и т.
- 6. Основные виды банковской деятельности.
- 7. Банковское кредитование предприятий скс и т.
- Усредненная структура банковских ресурсов по России.
- Электронные средства обслуживания предприятия скс и т.
- 17. Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 3 Этикетная атрибутика
- 18. Вопросы по предмету «доу»
- 1. Доу. Значение доу в системе управления туристского предприятия. Документ. Его характеристики. Классификация видов документов. Требования оформления
- 2. Доу в туризме. Система документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение, функции.
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- 19. Вопросы по предмету «Психодиагностика»
- 1.Научная пд-ка и психодогическая практика.
- 2.Психология общения. Вербальные и невербальные пар-ры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3.Экспрессия чел-ка как психодиагностический параметр.
- Психологические аспекты деструктивного общения.
- 6.Межличностные отношения в группе.
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике.
- 2. Правовые основы страховой деят-ти. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деят-ти.
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 5.Общая хар-ка страхового рынка рф. Орг-ия страхования.
- 6.Финансово-экономичекие основы страховой деят-ти.
- 7. Перестрахование.Сущность и основные понятия. Виды договоров.
- 1. Особенности правового регулирования туристской деят-гн.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму рф
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деят-ти в сфере туризма
- 5. Юр. Ответ-ть тур-х орг-й и индивидуальных предпринимателей за налоговые, адмии-е и уг. Нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туритсской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.