1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
Банковское дело – это наука изучающая основные принципы и технологии банковского хозяйства. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий СКС и Т возникают хозяйственные взаимосвязи выражающиеся в финансовых взаимоотношениях между:
Предприятием и его инвесторами, по поводу формирования и использования собственного капитала;
Предприятиями и контрагентами, по поводу форм, способов и сроков расчетов;
Предприятиями и финансовыми посредниками (банки и страховые компании), по поводу привлечения займов, кредитов, страховых платежей и др.
Предприятием и дочерними структурами, по поводу внутрикорпорационного распределения средств;
Предприятием и государством (бюджетной системой), по поводу уплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, соц. Страхования, медицинское страхование)
Государством и предприятием (целевое финансирование)- дотации, субсидии и др;
Предприятием и его работниками;
Предприятием и его акционерами (реализация акций, выплата дивидентов).
Осуществляя хозяйственную деятельность предприятие сталкивается с необходимостью производить денежные расчеты, как внутри сомой фирмы, так и вне ее. Внутренние расчеты – выплата з/п и подотчетных сумм работникам, дивидентов акционерам. Внешние расчеты – взаимоотношения по поводу закупки, формирования и реализации тур. продукта, выполнения работ, оказания услуг, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получение и возврат кредита и др.
Все расчеты тур. предприятия можно разделить на две группы:
Платежи по товарным операциям - связанные с движением тур. продукта и расчеты с производителями тур. продукта, покупателями и др.
Расчеты по нетоварным операциям – не обусловлены движением тур. продукта и связаны лишь с движением денежных средств, а так же расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, кредитными организациями, акционерами, подотчетными лицами и др.
Внутрифирменные расчеты с физическими лицами и некоторые расчеты с юр. лицами могут осуществляться наличными деньгами через кассу предприятия. Внешние расчеты ведутся как правило в безналичной форме. Это позволяет значительно экономить на издержках обращения, государство осуществляет контроль за законностью совершаемых хозяйственных и расчетных операций. Базналичные расчеты между контрагентами производятся через банки, где участники расчетов открывают свои счета. Это I потребность в банковском обслуживании. Банк выполняет роль посредника, беря на себя обязательство проведения всех процедур по списанию денежных средств по соответствующим счетам. Предприятие может открыть:
Расчетный счет – для текущих платежей (предприятие юр. Лицо с полной экономической и юридической независимостью);
Текущий счет – у предприятия нет статуса юр. лица. Операции ограничены
Валютный счет- для расчетов в валюте. Банк должен иметь лицензию ЦБ. На каждый вид валюты отдельный счет.
II. Кредитование. Основной формой кредита в рыночных условиях хозяйствования является банковский кредит. Субъектами кредитных отношений в СКС и Т выступают туристские организации и банки (кредиторы и заемщики).
Кредиторами являются юридические и физические лица, предоставившие на определенный срок свои временно свободные средства в распоряжение заемщика.
Заемщик - сторона кредитных отношений, получившая средства в пользование и обязанная их вернуть в оговоренный договором срок.
По отношению к своим вкладчикам банк выступает в роли заемщика (так как в основном работает на привлеченных средствах), а предоставляя сосредоточенные у него ресурсы в пользу нуждающихся в них, он выступает как кредитор.
Банковские кредиты, предоставляемые юридическим лицам (хозяйствующим субъектам туризма), могут быть двух видов:
а) кредиты, предназначенные для расширенного воспроизводства основных фондов;
б) кредиты, участвующие в организации (пополнении) оборотных средств.
Лизинг -(использование взятого на прокат оборудования с выплатами за него из получаемого дохода) является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять такие крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы, как развитие гостиничного комплекса. В настоящее время гостиницы сталкиваются с проблемой, когда оборудование, действующее на предприятии, уже морально устарело, мебель в номерах не выдерживает никакой критики компьютерная система не позволяет осуществлять бронирование в полном объеме, в режиме реального времени, а денег на| приобретение всего этого нет. Так вот, по сравнению с другими, способами приобретения оборудования (оплата по факту noставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит и т. д.)| лизинг имеет ряд существенных преимуществ:
дает возможность предприятию-арендатору расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и без привлечения заемных средств;
смягчает проблему ограниченности ликвидных средств. Затраты на приобретение оборудования при лизинге равномерно распределяются на весь срок действия договора и высвобождаются средства для вложения в другие виды активов;
дает возможность в балансе организации поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов.
Лизинг позволяет арендатору периодически обновлять морально стареющее оборудование.
Арендные платежи по лизингу производятся после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию. Тем самым арендующая организация имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании.
Лизинговые соглашения могут предусматривать обязательства арендодателя произвести ремонт и технологическое обслуживание оборудования. Это особенно важно при лизинге сложного оборудования, требующего привлечения высококвалифицированного персонала для пусконаладочных работ, ремонта и обслуживания. Практически на условиях лизинга можно получить объект «под ключ», предоставив осуществление всех формальностей, и благодаря этому сконцентрировать усилия на решении других вопросов.
Ввиду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, предприятие-арендатор имеет более широкие возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации выпускаемой продукции, чем, например, при купле-продаже оборудования. Все это способствует стабильности финансовых планов арендатора. При всех положительных моментах этого метода существует ряд существенных препятствий не позволяющих использовать его в полной мере, а именно:
•терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов, а также ошибки налогообложения (двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей);
• методологические трудности в определении поля регулирования для Федерального закона «О лизинге»;
•таможенные барьеры (объем таможенных налогов, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограничения таможенного режима временного ввоза/вывоза товаров);
барьеры законодательства о валютном регулировании и контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);
несовершенство принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочных финансового вложения - для лизингодателя и долгового обязательства - для лизингополучателя);
несовершенство Арбитражного процессуального кодекса в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушений обязательств лизингополучателем);
искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве, что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;
ухудшение условий окупаемости инвестиционных проектов (сокращение прибыли и фондов амортизации предприятий - главных источников лизинговых платежей);
слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также Закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются).
Помимо перечисленных, к наиболее серьезным ограничениям ведения лизинговой деятельности можно отнести проблемы определения кредитоспособности партнеров, адекватности финансового обеспечения лизинговых сделок, а также недостаток дешевых финансовых ресурсов у некоторых российских лизинговых компаний.
- 1. Вопросы по предмету «Менеджмент в скСиТ»
- Функции, методы, виды и объекты менеджмента туристской организации.
- Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- Механические и органические организационные структуры управления в турорганизации.
- Мотивационные основы управления в турорганизации.
- Контроль в турорганизации.
- Современные методы принятия решений в турорганизации.
- 2. Вопросы по предмету «Налоги и налогообложение в туризме»
- 1. Сущность, функции, классификации и роль налогов.
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением.
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме.
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 1.1. Налогоплательщики
- 1.2. Объект налогообложения
- 1.3. Налоговая база
- 1.4. Налоговый период. Налоговая ставка
- 1.7. Уплата ндс в бюджет
- 1.8. Порядок возмещения налога
- 5. Налог на доходы физических лиц.
- 6, Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- 7. Региональные налоги.
- 3. Вопросы по предмету «Экономика и предпринимательство»
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка, факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- 4. Вопросы по предмету «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3 Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 3 Системы оплаты труда:
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки и их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме. Показатели эффективности управления оборотными средствами.
- 10 Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- 5. Вопросы по предмету «Курортное дело»
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации. Общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- 6. Вопросы по предмету «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение пр в соврем. Общ-ве. Цели и задачи пр.
- 2. Общая хар-ка функ-ций специалиста по пр, его статус и круг решаемых задач …
- 3/Целевые аудитории в пр: понятия, виды.
- 5.Формы подачи информационно – новостных материалов с позиций pr.
- 6. Имидж фирмы и его роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг.
- 2). Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 6).Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 7).Правила и схемы сертификации услуг.
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 8. Вопросы по предмету «Инновации с скСиТ»
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансирования инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скСиТ.
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- 9. Вопросы по предмету «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- 10. Вопросы по предмету «Маркетинг в скСиТ»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в скСиТ: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4. Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету «Реклама в скСиТ»
- Сущность, роль и значение рекламы в скс и т
- Особенности рекламы услуг скс и т
- Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4) Основные средства системы маркетинговых коммуникаций смк
- 5) Синтетические средства смк
- 6) Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламного обращения.
- 7) Психологические особенности восприятия рекламы
- 8). Рекламная кампания. Бюджет рекламной кампании.
- 9) Оценка эффективности рекламной кампании.
- 12. Вопросы по предмету «Экскурсионно-выставочная работа»
- Классификация выставок. Крупнейшие выставочные центры рф и снг.
- 3 Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, опред гуманитарные знания туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7 . Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности тур предприятия.
- 13. Вопросы по предмету «Международный туризм»
- Основные туристические макро регионы мира
- Основы тенденции развития тур Индустрии
- 2 Международный туризм в рф проблемы и перспективы развития в России
- Шаги решения проблемы
- 3 Современное состояние и тенденции развития тур рынка в России
- 14. Вопросы по предмету «ЧиО»
- Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека.
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности.
- Сущность и классификация потребностей.
- 4.Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5.Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей тур продукта и их общая характеристика.
- Факторы потребительского выбора : демографические, личностные, социальные и др.
- 15. Вопросы по предмету «Техника и технология в скСиТ»
- 1) Нтп и его влияние на развитие тур отрасли.
- 2. Архитектура в имедже гостиниц. Архитектурно-планировачное решение гостинечных, туристских и саноторно-курортных комплексах.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма.
- Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия.
- 7) Туристские формальности (виза, паспорт, таможня)
- 16. Вопросы по предмету «Банковское обслуживание»
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании.
- III. Кассовые операции .
- 2.Банковская система рф
- Коммерческие банки. Основные принципы их деятельности.
- Основные принципы деятельности коммерческих банков
- Функции коммерческих банков.
- Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
- 3. Организация банковского обслуживания предприятия скс и т.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятия скс и т.
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скс и т.
- 6. Основные виды банковской деятельности.
- 7. Банковское кредитование предприятий скс и т.
- Усредненная структура банковских ресурсов по России.
- Электронные средства обслуживания предприятия скс и т.
- 17. Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 3 Этикетная атрибутика
- 18. Вопросы по предмету «доу»
- 1. Доу. Значение доу в системе управления туристского предприятия. Документ. Его характеристики. Классификация видов документов. Требования оформления
- 2. Доу в туризме. Система документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение, функции.
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- 19. Вопросы по предмету «Психодиагностика»
- 1.Научная пд-ка и психодогическая практика.
- 2.Психология общения. Вербальные и невербальные пар-ры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3.Экспрессия чел-ка как психодиагностический параметр.
- Психологические аспекты деструктивного общения.
- 6.Межличностные отношения в группе.
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике.
- 2. Правовые основы страховой деят-ти. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деят-ти.
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 5.Общая хар-ка страхового рынка рф. Орг-ия страхования.
- 6.Финансово-экономичекие основы страховой деят-ти.
- 7. Перестрахование.Сущность и основные понятия. Виды договоров.
- 1. Особенности правового регулирования туристской деят-гн.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму рф
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деят-ти в сфере туризма
- 5. Юр. Ответ-ть тур-х орг-й и индивидуальных предпринимателей за налоговые, адмии-е и уг. Нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туритсской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.