logo search
ГОСЫ общие

3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации, стандарты организации.

В целях реализации закона ФЗ о техническом регулировании принял и начал действовать с 1 июля 2005 г. под наименованием «Стандартизация в Российской Федерации». В его составе девять национальных стандартов, в том числе ключевой документ — осново­полагающий стандарт ГОСТ Р.О — 2004 (8), определяющий основные положения системы стандартизации в стране.

Система стандартизации Российской Федерации — это совокупное организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

1) повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

2) повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) обеспечения научно-технического прогресса;

4) повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

5) рационального использования ресурсов;

6) технической и информационной совместимости;

7) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

8) взаимозаменяемости продукции.

Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации:

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения.Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления про­цессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенно­стей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, про­давцами, приобретателями).

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услу­гу). Необходим максимальный учет законных нтересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, т.е. как от­сутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4. Системность стандартизации. Системность — это рассмотре­ние каждого объекта как части более сложной системы. Например, бу-11,1 лка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — шпик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.

Системность предполагает совместимость всех элементов сложной

Системы,

5. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как извест­но, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандар­тов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспектив­ных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, ме­тодам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

6. Недопустимость создания препятствий производству и обраще­нию продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степе-пи, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандарти­зации*. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций

№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27. 12. 2002 г. (Действует с 1. 07. 2003).

Настоящий закон регулирует отношения при:

Закон определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.

Сфера применения - обеспечение безопасности и целостности единой сети связи в РФ.

Действие закона не распространяется (ведомственные стандарты) на образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учёте и аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям ТР.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта, товара, услуги требованиям сертификации или национальному стандарту.

Подтверждение сертификации - документальное удостоверение соблюдения требований, соответствия продукции, процессов производства, оказания услуг требованиям ТР, положениям стандартов, условиям договоров.

Разработчиком ТР может быть любое лицо:

заявка- проверка необходимости - осмотр- разработка специалистами. Срок рассмотрения проекта ТР не должен превышать 2 месяцев.