logo search
ГОСЫ общие

8. Сертификация систем качества и стандарты исо 9000. Национальные премии в области качества услуг.

Сертификация систем менеджмента качества в России организует­ся и проводится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), руководства предприятий-изготовителей и других заинтересо­ванных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

ССМК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так и добровольной.

Сертификат и знак соответствия на ССМК имеют отличия от сертифи­ката и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СМК состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации ОС (органа сертификации), и знака ЦОС. Знак соответствия размещается на сертификате на СМК.

Главный объект ССМК — деятельность по управлению и обеспече­нию качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001.

ССМК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.

В частности, в состав исходных данных для предварительной оцен­ки ССМК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции (коэффи­циент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).

Далее сертификация может проходить по следующим этапам:

I — предварительная оценка СМК;

II — проверка и оценка СМК в организации;

III — инспекционный контроль за сертифицированной СМК.

На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССМК. Этап завер­шается подготовкой письменного заключения о возможности проведе­ния II этапа ССМК.

Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управ­лению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследова­ние проверяемой организации по согласованной с ней программе «на месте».

Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упуще­ние при реализации отдельных требований стандарта).

Работу комиссии считают завершенной, если выполнено все предусмотренное планом аудита, и акт по результатам аудита подписан сторонами и разослан. ССМК не может считаться завершенной пока не будут проведены все запланированные корректирующие меро­приятия и проверена результативность их выполнения

Критерием для принятия решения о соответствии/несоответствии СМК установленным требованиям является выполнение/невыполнение проверяемой организацией корректирующих мероприятий в согла­сованные сроки и признание/непризнание ОС их результативности.

Решение о выдаче сертификата (выносимое руководством ОС) может быть принято только после устранения всех зарегистрированных несоответствий. При положительном решении ОС оформляет сертификат соответствия. Одновременно с оформлением сертификата ОС и держатель сертификата заключает договор на проведение ИК (инспекционного контроля). Одновременно ОС дает письменное разрешение держателю сертификата на использование знака соответствия СМК.

Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие плана корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствиях.

Стандарты ИСО 9000 (см. в. №5 )

Если стандарты ISO 9000 рассматривают внутренние проблемы компании в вопросах обеспечения качества, то премии качества нацелены в основном на внешние проблемы компании, являющиеся результатом ее внутренних проблем. В этом и состоит наиболее существенная разница между моделям 9000 и премией качества.

Национальная туристская премия имени Ю. Сенкевича учреждена Федеральным агентством по туризму в 2002 году. Основными задачами Национальной туристской премии им. Ю.Сенкевича являются: поощрение руководителей регионов и региональных органов управления в сфере туризма, стимулирование конкурентоспособности участников туристского рынка России, повышение качества образования в сфере туризма, поощрение благотворительной деятельности, стимулирование развития различных видов туризма в Российской Федерации, содействие в расширении международных контактов, привлечение внимания СМИ к достижениям отечественной индустрии туризма.

Участниками конкурса на соискание Премии могут быть организации, предприятия и отдельные представители туристского и гостиничного бизнеса, администрации субъектов РФ, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для туристской индустрии, учреждения культуры, предприятия туристской инфраструктуры, руководство национальных туристских офисов, журналисты и СМИ. Награждение лауреатов Премии проходит по 18 номинациям.

«Хрустальный глобус». Была учреждена в 1998 году. Премия - всероссийская, ее учредители - Госкомитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, журнал "Вояж и отдых" ,Национальная гильдия туристической прессы, стала Ни комитет Госдумы по туризму и физкультуре, ни комитет по туризму при правительстве Москвы, вопреки сообщениям отдельных СМИ, отношения к премии не имеет. Тем не менее, "Глобус" остается единственной национальной премией, которой награждаются самые достойные профессионалы отечественного туризма.Она призвана отмечать лучших профессионалов отрасли, говорится в официальном буклете оргкомитета, лауреатами премии становятся ведущие турфирмы, отели, авиакомпании, музейные комплексы, санатории и базы отдыха, региональные администрации по туризму, журналисты и отдельные СМИ.

Национальная премия «Золотой журавль» - высшая общественная награда Российской Федерации в сфере индустрии питания. Национальная премия вручается лучшим рестораторам, руководителям комбинатов питания, государственным администраторам, ресторанным аналитикам за значительный личный вклад в развитие данной отрасли.

Национальная премия присуждается Российской общественной комиссией, в состав которой входят представители федеральных органов власти, ведущие специалисты ресторанного дела, сомелье, аналитики, общественные деятели и представители профильных СМИ.

Впервые вручение Национальной премии прошло в 2000 году. Продолжительный опыт организаторов в области оценки отечественного ресторанного дела позволяет говорить о важной роли Национальной премии «Золотой журавль» в изучении и распространении опыта ведущих специалистов из самых разных концов нашей страны.

Выделяя и награждая лучших в отечественной индустрии питания, стимулируют ее развитие, указывают те ориентиры, на которые нужно равняться, ведь залог успешного ресторанного бизнеса – это желание самих рестораторов идти вперед!