logo search
ГАЭ вопросы и ответы

21. Цель и основные задачи физического воспитания школьников.

Значение физической культуры в школьный период жизни че­ловека заключается в создании фундамента для всестороннего фи­зического развития, укрепления здоровья, формирования разно­образных двигательных умений и навыков. Все это приводит к воз­никновению объективных предпосылок для гармонического разви­тия личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Вы­явлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физичес­кие способности и функциональные возможности можно эффек­тивно повысить именно в школьном возрасте. Этот период явля­ется сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благопри­ятным для обучения разнообразным двигательным умениям и на­выкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее при­спосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физи­ческой и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учеб­ных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негатив­ные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И, наконец, физкультурная активность в период бурного раз­вития организма существенно облегчает решение общевоспита­тельных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспита­нии детей и молодежи школьного возраста предусматривает ре­шение следующих задач.

Оздоровительные задачи

1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическо­му развитию: формирование правильной осанки, развитие раз­личных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной систе­мы, активизация обменных процессов.

2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее разви­тие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В сред­нем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными на­пряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообраз­но проводить на свежем воздухе, а не в зале.

4. Повышение общей работоспособности и привитие гигие­нических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники еже­дневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Образовательные задачи

1. Формирование и совершенствование жизненно важных дви­гательных умений и навыков. У школьников необходимо форми­ровать следующие пять групп двигательных умений и навыков

1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения и преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основ­ою приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитательные задачи

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание не­обходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным за­нятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повыше­ния физкультурной грамотности школьников; стимулирования по­ложительной мотивации к физической культуре; формирования снов правильной техники выполнения жизненно важных двига­тельных умений и навыков; формирования организационно-ме­тодических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразова­тельных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон на­правленного использования физической культуры в период школь­ного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимо­сти от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязатель­ных курсов, программах секционных занятий коллективов физи­ческой культуры и ДЮСШ.