21. Стили руководства, их характеристики.
Научно-технический прогресс приводит к постоянному усложнению процессов управления производством. Управленческие решения становятся все более ответственными, так как влияют на все стороны общественной жизни. Ошибки в управлении приводят к негативным последствиям в социальной сфере, экономике, экологии и др. Таким образом, хозяйственный руководитель призван сыграть главную роль в повышении эффективности управления на всех уровнях в системе национального хозяйства страны. Эффективность труда руководителя во многом зависит от его руководства.
Стиль руководства – это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем.
Различают общий и индивидуальный стили руководства.
Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению и т.д.
Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.
В зависимости от личных качеств различают три типа руководителей:
Автократ.
Демократ.
Либерал.
Индивидуальный стиль руководства соответственно:
Автократический.
Демократический.
Либеральный.
Автократический (директивный) стиль управления характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Руководитель-автократ единолично решает все вопросы, не советуясь, как правило, с коллективом и ближайшими помощниками; старается участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкции, не терпит возражений и замечаний в свой адрес, требует строгого выполнения приказов, инструкций. Руководители такого стиля обычно не информируют коллектив о действительном состоянии дел на руководимом объекте, не раскрывают перед ним перспектив развития объекта (участка, цеха, предприятия и т.д.), а указывают только ближайшие задачи. При таком стиле руководства снижаются активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат. Автократический стиль целесообразно применять во вновь созданных или в отстающих коллективах при низком уровне развития сотрудников, при возникновении на производстве критических ситуаций, когда требуется принятие решительных мер.
Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что руководитель-демократ действует как координатор управленческих задач, играет активную направляющую и вдохновляющую роль в коллективе. При выработке и принятии решений он советуется с подчиненными по наиболее сложным и актуальным проблемам, развивает у них самостоятельность, активность и инициативу, доверяет ответственную работу, помогает их профессиональному росту. Руководитель-демократ отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. В условиях демократического стиля руководства создаются условия для широкого и свободного обмена мнениями по различным вопросам в коллективе и выработки решений на их основе. Дисциплина и порядок держатся на сознательности работника, а не на страхе перед руководителем. В таких коллективах наблюдается общность взглядов, отсутствуют, как правило, конфликтные ситуации, высок престиж руководителя. Однако когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприменим.
Либеральный (разрешительный) стиль руководства характеризуется тем, что руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами и предоставляет работникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Либеральный стиль руководства дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику. Наиболее успешно руководитель-либерал управляет коллективом еще и тогда, когда в нем имеются энергичные и знающие помощники, которые могут взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации. Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата.
Однако тот руководитель-либерал, которым руководят подчиненные, слывет у них «хорошим человеком», но это продолжается до тех пор, пока не возникает конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения, либеральный стиль переходит в попустительство, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.
Таким образом, стиль руководства возникает из личного контакта с подчиненными. Он должен быть гибким, инициативным и одобряться подчиненными.
- Содержание
- Введение
- Вопросы к государственным экзаменам
- Для студентов 4 курса дневного отделения
- Стерлитамакского института физической культуры
- Вопросы по анатомии, физиологии и спортивной морфологии, лфк
- Вопросы по теории и методике физической культуры для студентов 4 курса дневного отделения по направлению
- Для студентов 5 курса по специальности
- 032101 «Физическая культура и спорт»
- Вопросы по биохимии
- Вопросы по биомеханике
- Вопросы по психологии и педагогике физической культуры и спорта,
- Социология физической культуры и спорта
- Вопросы по анатомии, физиологии и спортивной морфологии
- Вопросы по биологии с экологией
- Вопросы по биохимии
- Вопросы по психологии и педагогике физической культуры и спорта, технологии обучения, карьерной стратегии личности
- Вопросы по экономике физической культуры, менеджменту физической культуры и спорта, правовым основам физической культуры и спорта
- Вопросы по истории физической культуры и спорта
- 2. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 3. Газообмен в легких и тканях.
- 4. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 5. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 6. Возрастная периодизация. Биологический и паспортный возраст.
- 7. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования. Экстраполяция двигательного навыка.
- Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- Состав и функции крови.
- Предстартовые реакции. Разминка.
- 12. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 13. Физиологические основы развития быстроты.
- 14. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 15. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 16. Сердечно-сосудистая система. Основные функции сердца. Проводящая система сердца.
- 17. Функциональные пробы. Классификация. Велоэргометрия. Субмаксимальный тест Валунда – Шестранда.
- 19. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 20. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 21. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 22. Средства лечебной физической культуры.
- 23. Формы лечебной физической культуры.
- 24. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 26. Особенности строения лимфатической системы.
- 27. Статические усилия. Феномен статических усилий.
- 28. Анатомо – физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
- 29. Анатомо – физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста.
- 30. Анатомо – физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста.
- Строение органов зрения. Вспомогательный аппарат глаза.
- Анаэробная производительность организма и факторы, влияющие на ее величину.
- Антропометрия, как один из основных методов спортивной морфологии.
- Надпочечники и поджелудочная железа, их роль в углеводном обмене.
- 36. Общая характеристика жвс, их роль в адаптации организма
- 37. Физиологические основы развития выносливости.
- 38. Анатомо-физиологические особенности организма женщин и влияние физических упражнений на их организм.
- Ответы по теории и методике физической культуре
- 1. Социальные функции физической культуры и спорта.
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания (определение, содержание, значение, классификация).
- 3. Техника физических упражнений (определение техники, фазы, характеристика пространственных, временных, пространственно-временных и динамических движений).
- 4. Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 5. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 6. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 8. Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 12. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 13. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 14. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- Уровень гибкости).
- 17. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей (определение понятия координационных способностей, факторы, влияющие на координацию, формы проявления).
- 18. Характеристика урочных форм занятий.
- 19. Занятия неурочного типа (особенности, классификация, формы).
- 20. Содержание и структура урока физической культуры (компоненты, задачи).
- 21. Типы урочных занятий, их характеристика.
- 22. Способы организации учащихся на уроке, их характеристика.
- 23. Определение общей и моторной плотности урока (задачи, факторы, влияющие на моторную плотность урока.
- 24. Подготовка учителя к уроку физкультуры.
- 27. Планирование физического воспитания в общеобразовательной школе (Технология составления годового плана графика.
- Технология составления четвертного плана-графика.
- 28. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля, содержание, методика).
- 29. Цель и методы анализа урока физической культуры в школе (метод педагогического наблюдения, метод хронометрирования).
- III. Заключение по уроку.
- 30. Технология воспитательной деятельности учителя физической культуры (средства, методы).
- 32. Характеристика комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Организация занятий по физической культуре учащихся младшего школьного возраста (6(7)-10 лет)
- Организация занятий по физической культуре учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет)
- 33. Технология составления годового плана-графика по физической культуре (на примере любого класса).
- 34. Технология составления поурочного рабочего (тематического плана на четверть).
- 36. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (цели, задачи, средства, формы проведения).
- Организация занятий по физической культуре детей дошкольного возраста (3-6(7) лет)
- 41. Характеристика особенностей методики воспитания скоростно-силовых способностей.
- 44. Характеристика основных требований к личности учителя физической культуры (тренера) как воспитания.
- Для студентов 5 курса по специальности
- 032101 «Физическая культура и спорт»
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта.
- 4. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 5. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 6. Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 7. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 8. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств).
- 9. Характеристика игрового и соревновательного методов в физическом воспитании.
- 10. Общепедагогические методы, используемые в процессе физического воспитания.
- 11. Характеристика общеметодических принципов в системе физического воспитания.
- 12. Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 13. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании (определение понятий «умений и навык», их отличительные признаки, основы формирования двигательного навыка).
- 14. Структура процесса обучения двигательным действия (этапы, задачи, особенности).
- 15. Характеристика средств и методов воспитания двигательно-координационных способностей.
- 16. Характеристика средств и методов воспитания скоростных способностей.
- 17. Характеристика средств и методов воспитания гибкости.
- 18. Характеристика средств и методов воспитания силовых способностей.
- 19. Характеристика средств и методов воспитания выносливости.
- 20. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 21. Цель и основные задачи физического воспитания школьников.
- 22. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 23. Технология плавания физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 24. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 25. Методические особенности физкультурных занятий с дошкольниками разных возрастных групп (содержание, методы, нагрузка).
- 26. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 27. Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 28. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 29. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 30. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 31. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 32. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 33. Классификация уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач.
- 34. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 35. Характеристика методов организации деятельности занимающихся на уроке физической культуры.
- 36. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 37. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
- 38. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 39. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 40. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 41. Профессионально – прикладная физическая подготовка (понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 42. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 43. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 44. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 45. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- Ответы по биохимии.
- 1. Структура, свойства и биологические функции воды.
- 2. Неорганические ионы, их свойства и биологические функции.
- 3. Строение и уровни организации белков их функции.
- 4. Общая характеристика водорастворимых витаминов.
- 5. Общая характеристика стероидных гормонов.
- 6. Свойства и классификация ферментов.
- 7. Биохимические изменения в организме при утомлении.
- 8. Общая характеристика обмена веществ.
- 9. Биохимические основы и принципы спортивной тренировки.
- 10. Элементарный состав организма человека.
- Ответы по биомеханике
- 2.Механические свойства мышц.
- 3. Онтогенез моторики.
- 4. Освоенность техники.
- Ответы по психологии и педагогике физической культуры и спорта.
- 1.Структура педагогической деятельности специалиста по физической культуре.
- 2. Функции управления в педагогической деятельности.
- 3. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.
- Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры.
- 6. Структура и содержание педагогической культуры преподавателя.
- 7.Психологическая характеристика деятельности учителя физической культуры
- 8. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 9. Психологические особенности тактического мышления в спортивной деятельности
- 10. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания
- Развитие психомоторных и познавательных процессов в физическом воспитании
- 12. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 13. Классификация педагогических технологий.
- 14.Современное традиционное обучение.
- 15.Игровые технологии в обучении физической культуры.
- 16. Характеристика групповой технологии обучения на уроках физической культуры.
- 17.Проблемное обучение.
- 18. Культура делового общения.
- 19. Технология поиска работы.
- 20. Самоменеджмент
- 21. Стили руководства, их характеристики.
- 22. Технические приемы оратора.
- 23. Структура (этапы) обучения двигательным действиям (задачи, -средства, методы).
- 24. Инновационные процессы в педагогической деятельности.
- 25. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте.
- 26. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов.
- 27. Основы психорегуляции в спорте.
- 28. .Предмет, методы, структура технологией обучения.
- 29. Технология программированного обучения.
- 30. Конфликты. Типология. Причины возникновения.
- 31. Технология преодоления конфликтных ситуаций.
- Ответы по социологии фк и с
- 1. Спортивная карьера. Этапы спортивной карьеры.
- 2. Кризисы спортивной карьеры
- 3. Конкретное социологическое исследование (кси)
- Ответы по биологии с основами экологии.
- 1.Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 2. Промышленное загрязнение окружающей среды.
- Ответы по экономике физической культуры, менеджменту физической культуры и спорта, правовым основам физической культуры и спорта
- 1. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 3. Олимпийский комитет России. Правовое положение и функции.
- 4. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, его функции.
- 5. Состояние и перспективы развития сети физкультурно-спортивных сооружений
- 6. Основные показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения.
- 7. Смета на проведение физкультурно-спортивного мероприятия
- 9. Классификация и способы проведения спортивных соревнований и физкультурных мероприятий.
- Ответы по истории физической культуры и спорта
- 2. Участие российских спортсменов на Олимпийских играх до 1917 года.
- 3. Участие советских спортсменов в Олимпийских играх после вов (1950-е гг.).
- 4. Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 5. Олимпийское движение в рф после распада ссср (начало 1990-х – 2006 гг.)
- Рекомендуемая литература