37. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
1) подготовка к процессу физического воспитания;
2) практическая деятельность на уроке;
3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды дельности.
Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественно проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составив плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, этического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, плана-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:
— основных, подводящих и специальных упражнений;
— определение количества повторений каждого упражнения;
— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений
— выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действий воспитания физических качеств.
В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена ни управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:
— организационные мероприятия на уроке;
— непосредственно педагогические воздействия;
— текущий контроль на уроке.
Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся
— объяснение учебного материала;
— показ упражнений;
— демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособии и т.п.;
— непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.
Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.
Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.
Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся.
На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление нам более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.
Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:
1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;
2) отбор и последовательное расположение учебного материала.
3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;
4) программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.
Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:
— заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;
— заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;
— заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благо приятных для воспитания) периодов;
— заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;
— заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;
— подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из (Других видов спорта (не входящих в школьную программу);
— заранее обдумывать последовательность этапов обучения и Воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;
— заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;
— рационально распределять время между отдельными частями урока;
— переходить от одного вида деятельности к другому, не выбывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;
— подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;
— оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;
— рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;
— в процессе урока осуществлять воспитательную работу;
— в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;
— соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;
— координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;
— предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;
— развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.
- Содержание
- Введение
- Вопросы к государственным экзаменам
- Для студентов 4 курса дневного отделения
- Стерлитамакского института физической культуры
- Вопросы по анатомии, физиологии и спортивной морфологии, лфк
- Вопросы по теории и методике физической культуры для студентов 4 курса дневного отделения по направлению
- Для студентов 5 курса по специальности
- 032101 «Физическая культура и спорт»
- Вопросы по биохимии
- Вопросы по биомеханике
- Вопросы по психологии и педагогике физической культуры и спорта,
- Социология физической культуры и спорта
- Вопросы по анатомии, физиологии и спортивной морфологии
- Вопросы по биологии с экологией
- Вопросы по биохимии
- Вопросы по психологии и педагогике физической культуры и спорта, технологии обучения, карьерной стратегии личности
- Вопросы по экономике физической культуры, менеджменту физической культуры и спорта, правовым основам физической культуры и спорта
- Вопросы по истории физической культуры и спорта
- 2. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 3. Газообмен в легких и тканях.
- 4. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 5. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 6. Возрастная периодизация. Биологический и паспортный возраст.
- 7. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования. Экстраполяция двигательного навыка.
- Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- Состав и функции крови.
- Предстартовые реакции. Разминка.
- 12. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 13. Физиологические основы развития быстроты.
- 14. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 15. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 16. Сердечно-сосудистая система. Основные функции сердца. Проводящая система сердца.
- 17. Функциональные пробы. Классификация. Велоэргометрия. Субмаксимальный тест Валунда – Шестранда.
- 19. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 20. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 21. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 22. Средства лечебной физической культуры.
- 23. Формы лечебной физической культуры.
- 24. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 26. Особенности строения лимфатической системы.
- 27. Статические усилия. Феномен статических усилий.
- 28. Анатомо – физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
- 29. Анатомо – физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста.
- 30. Анатомо – физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста.
- Строение органов зрения. Вспомогательный аппарат глаза.
- Анаэробная производительность организма и факторы, влияющие на ее величину.
- Антропометрия, как один из основных методов спортивной морфологии.
- Надпочечники и поджелудочная железа, их роль в углеводном обмене.
- 36. Общая характеристика жвс, их роль в адаптации организма
- 37. Физиологические основы развития выносливости.
- 38. Анатомо-физиологические особенности организма женщин и влияние физических упражнений на их организм.
- Ответы по теории и методике физической культуре
- 1. Социальные функции физической культуры и спорта.
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания (определение, содержание, значение, классификация).
- 3. Техника физических упражнений (определение техники, фазы, характеристика пространственных, временных, пространственно-временных и динамических движений).
- 4. Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 5. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 6. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 8. Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 12. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 13. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 14. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- Уровень гибкости).
- 17. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей (определение понятия координационных способностей, факторы, влияющие на координацию, формы проявления).
- 18. Характеристика урочных форм занятий.
- 19. Занятия неурочного типа (особенности, классификация, формы).
- 20. Содержание и структура урока физической культуры (компоненты, задачи).
- 21. Типы урочных занятий, их характеристика.
- 22. Способы организации учащихся на уроке, их характеристика.
- 23. Определение общей и моторной плотности урока (задачи, факторы, влияющие на моторную плотность урока.
- 24. Подготовка учителя к уроку физкультуры.
- 27. Планирование физического воспитания в общеобразовательной школе (Технология составления годового плана графика.
- Технология составления четвертного плана-графика.
- 28. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля, содержание, методика).
- 29. Цель и методы анализа урока физической культуры в школе (метод педагогического наблюдения, метод хронометрирования).
- III. Заключение по уроку.
- 30. Технология воспитательной деятельности учителя физической культуры (средства, методы).
- 32. Характеристика комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Организация занятий по физической культуре учащихся младшего школьного возраста (6(7)-10 лет)
- Организация занятий по физической культуре учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет)
- 33. Технология составления годового плана-графика по физической культуре (на примере любого класса).
- 34. Технология составления поурочного рабочего (тематического плана на четверть).
- 36. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (цели, задачи, средства, формы проведения).
- Организация занятий по физической культуре детей дошкольного возраста (3-6(7) лет)
- 41. Характеристика особенностей методики воспитания скоростно-силовых способностей.
- 44. Характеристика основных требований к личности учителя физической культуры (тренера) как воспитания.
- Для студентов 5 курса по специальности
- 032101 «Физическая культура и спорт»
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта.
- 4. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 5. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 6. Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 7. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 8. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств).
- 9. Характеристика игрового и соревновательного методов в физическом воспитании.
- 10. Общепедагогические методы, используемые в процессе физического воспитания.
- 11. Характеристика общеметодических принципов в системе физического воспитания.
- 12. Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 13. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании (определение понятий «умений и навык», их отличительные признаки, основы формирования двигательного навыка).
- 14. Структура процесса обучения двигательным действия (этапы, задачи, особенности).
- 15. Характеристика средств и методов воспитания двигательно-координационных способностей.
- 16. Характеристика средств и методов воспитания скоростных способностей.
- 17. Характеристика средств и методов воспитания гибкости.
- 18. Характеристика средств и методов воспитания силовых способностей.
- 19. Характеристика средств и методов воспитания выносливости.
- 20. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 21. Цель и основные задачи физического воспитания школьников.
- 22. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 23. Технология плавания физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 24. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 25. Методические особенности физкультурных занятий с дошкольниками разных возрастных групп (содержание, методы, нагрузка).
- 26. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 27. Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 28. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 29. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 30. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 31. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 32. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 33. Классификация уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач.
- 34. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 35. Характеристика методов организации деятельности занимающихся на уроке физической культуры.
- 36. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 37. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
- 38. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 39. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 40. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 41. Профессионально – прикладная физическая подготовка (понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 42. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 43. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 44. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 45. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- Ответы по биохимии.
- 1. Структура, свойства и биологические функции воды.
- 2. Неорганические ионы, их свойства и биологические функции.
- 3. Строение и уровни организации белков их функции.
- 4. Общая характеристика водорастворимых витаминов.
- 5. Общая характеристика стероидных гормонов.
- 6. Свойства и классификация ферментов.
- 7. Биохимические изменения в организме при утомлении.
- 8. Общая характеристика обмена веществ.
- 9. Биохимические основы и принципы спортивной тренировки.
- 10. Элементарный состав организма человека.
- Ответы по биомеханике
- 2.Механические свойства мышц.
- 3. Онтогенез моторики.
- 4. Освоенность техники.
- Ответы по психологии и педагогике физической культуры и спорта.
- 1.Структура педагогической деятельности специалиста по физической культуре.
- 2. Функции управления в педагогической деятельности.
- 3. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.
- Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры.
- 6. Структура и содержание педагогической культуры преподавателя.
- 7.Психологическая характеристика деятельности учителя физической культуры
- 8. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 9. Психологические особенности тактического мышления в спортивной деятельности
- 10. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания
- Развитие психомоторных и познавательных процессов в физическом воспитании
- 12. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 13. Классификация педагогических технологий.
- 14.Современное традиционное обучение.
- 15.Игровые технологии в обучении физической культуры.
- 16. Характеристика групповой технологии обучения на уроках физической культуры.
- 17.Проблемное обучение.
- 18. Культура делового общения.
- 19. Технология поиска работы.
- 20. Самоменеджмент
- 21. Стили руководства, их характеристики.
- 22. Технические приемы оратора.
- 23. Структура (этапы) обучения двигательным действиям (задачи, -средства, методы).
- 24. Инновационные процессы в педагогической деятельности.
- 25. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте.
- 26. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов.
- 27. Основы психорегуляции в спорте.
- 28. .Предмет, методы, структура технологией обучения.
- 29. Технология программированного обучения.
- 30. Конфликты. Типология. Причины возникновения.
- 31. Технология преодоления конфликтных ситуаций.
- Ответы по социологии фк и с
- 1. Спортивная карьера. Этапы спортивной карьеры.
- 2. Кризисы спортивной карьеры
- 3. Конкретное социологическое исследование (кси)
- Ответы по биологии с основами экологии.
- 1.Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 2. Промышленное загрязнение окружающей среды.
- Ответы по экономике физической культуры, менеджменту физической культуры и спорта, правовым основам физической культуры и спорта
- 1. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 3. Олимпийский комитет России. Правовое положение и функции.
- 4. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, его функции.
- 5. Состояние и перспективы развития сети физкультурно-спортивных сооружений
- 6. Основные показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения.
- 7. Смета на проведение физкультурно-спортивного мероприятия
- 9. Классификация и способы проведения спортивных соревнований и физкультурных мероприятий.
- Ответы по истории физической культуры и спорта
- 2. Участие российских спортсменов на Олимпийских играх до 1917 года.
- 3. Участие советских спортсменов в Олимпийских играх после вов (1950-е гг.).
- 4. Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 5. Олимпийское движение в рф после распада ссср (начало 1990-х – 2006 гг.)
- Рекомендуемая литература