logo
ГАЭ вопросы и ответы

21. Типы урочных занятий, их характеристика.

По целевой направленности различают уроки общей и специализированной прикладной физической подготовки, а также учебно-тренировочные (спортивно-тренировочные) уроки.

По направленности уроков на решение задач оптимизации состояния здоровья занимающихся, повышения общей и спортивной работоспособности организма различают лечебные, профилактические, реабилитационные, компенсаторные уроки и др.

Уроки лечебной физической культуры (ЛФК) содействуют лечению заболевания и восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболевания, травм и других причин.

Профилактические уроки ставят своей целью профилактику имеющихся отрицательных влияний в некоторых видах производства (вибрация, действия большого шума и т.п.)

Реабилитационные уроки направлены на восстановление функциональных или приспособительных возможностей организма в тех случаях, когда они понижаются в результате неблагоприятного воздействия производственных или тренировочных нагрузок.

Компенсаторные (рекреационные) занятия служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной жизни или целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

В зависимости от того, какой этап учебно-воспитательного процесса находит наибольшее отражение на уроке, различают вводные, базовые, контрольные и комплексные уроки.

Вводные уроки проводятся перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы.

Базовые уроки в зависимости от преимущественной направленности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей. В первом случае они обозначают как уроки изучения, повторения или закрепления учебного материала, во втором – как уроки развития или поддержания двигательных способностей: 1) уроки изучения (повторения) учебного материала включают сообщение неизвестных учащимся знаний, формирование двигательных умений и навыков, незнакомых тактических приемов и действий. Воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами учебной работы; 2) развивающие (поддерживающие) уроки направлены на развитие двигательных способностей (координационных, силовых, скоростных, выносливости т.п.), а также интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных качеств.

Контрольные (учетные, зачетные) уроки направлены на выявление успеваемости или подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений, навыков, на измерение различных морфофункциональных показателей, состояния тренированности и т.п.

Комплексные (смешанные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи.

По предмету занятий, составляющему основное содержание урока, различают уроки с однопредметным содержанием (гимнастики, бокса и т.п.) и комбинированные уроки, характеризующиеся разнопредметным сочетанием средств (например, основной гимнастики и спортивных игр или легкой атлетики и борьбы).

В практике учебных заведений, на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах учителей и преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки.