logo
ГАЭ вопросы и ответы

29. Цель и методы анализа урока физической культуры в школе (метод педагогического наблюдения, метод хронометрирования).

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность урока.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока и определяется по формуле: общая плотность =(tо : ty) х 100 %,

где tо – педагогически оправданное время, кроме простоя

ty – продолжительность всего урока.

Общая плотность должна равняться 100 %.

Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности и вычисляется по формуле: моторная плотность = (tр : ty) х 100 %,

где tр – время выполнения физических упражнений,

ty – продолжительность всего урока.

Прежде чем сделать вывод- хорошая или плохая моторная плотность урока, необходимо знать какая задача решалась на уроке. Если научить технике…, то 50 % считается как хороший показатель, а если совершенствовать технику…, то 50% считается как неважный показатель, а хорошим принято считать 70-80 %.

Зависимость моторной плотности.

  1. От возраста, пола, физической степени подготовленности занимающихся.

  2. От материально-технической базы школы.

  3. От количества учащихся в классе.

  4. От подготовки преподавателя к уроку.

  5. От задачи, решаемой на уроке.

  6. От типа урока.

  7. От способа организации учащихся на уроке.

На уроке физической культуры встречаются следующие виды деятельности:

1. Объяснение, слушание, осмысливание.

2. Выполнение физических упражнений.

3. Вспомогательные действия (построение, перестроение, сбор и раздача спортинвентаря).

4. Ожидание очереди, активный отдых.

5. Простой.

С целью оценки расхода времени и одновременного определения общей и двигательной плотности урока наблюдают и хронометрируют деятельность занимающихся. В качестве субъекта наблюдения выбирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Обработка данных хронометрирования производится после окончания урока.

После получения данных общей и двигательной плотности урока необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроками задачами, особенностями занимающихся и условий проведения урока. Оценку следует сопроводить своими рекомендациями по средствам и путям повышения общей и двигательной плотности данного урока.

  1. Подготовленность учителя к уроку.

  1. Состояние конспекта урока:

а) степень конкретизации и грамотность формулирования общих и частных задач урока.

б) соответствие намеченных средств задач, возрасту школьников и условия проведения данного урока.

в) умение записать и проиллюстрировать намечаемое расположение учащихся и оборудования, порядок действий в игре и т. д.

г) соответствие формы конспекта установленным требованиям.

  1. Подготовка условий для успешного проведения урока.

Подготовка мест занятий, инвентаря и учебных пособий. Использование нестандартного оборудования, технических средств обучения. Обеспечение чистоты мест занятий. Предварительная проверка опрятности учащихся, инструктирование помощников, самопроверка внешнего вида и т.д.

  1. Проведение урока.

  1. Организационное обеспечение урока:

а) своевременность нача0а и окончания урока

б) обеспечение занятости всего класса при установке и уборке снарядов, раздаче и сборе инвентаря.

в) организация фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся.

г) умение учителя держаться перед учащимися, проявлять такт в общении, быть требовательными к их работе и поведению.

  1. Учебно-воспитательная работа педагога:

а) умение учителя конкретизировать и разъяснять учебные задачи, побуждать учащихся к проявлению сознательности и творческой активности;

б) соблюдение дидактических принципов, а также принципов развивающего и воспитывающего обучения.

в) умение пользоваться методами словесного и наглядного воздействия, практического упражнения и дозировки нагрузок.

г) формирование инструкторских навыков.

  1. Деятельность учащихся на уроке:

а) заинтересованность учащихся, уровень их сознательности и ответственности в работе.

б) отношение учащихся к учителю и друг к другу.

в) проявление способности к самостоятельному решению учебных задач.

г) взаимоконтроль и взаимопомощь.