6. Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
Средством физического воспитания являются физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение – основное средство физического воспитания, как особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на физическое развитие занимающихся.
Физические упражнения – это такие виды двигательной деятельности, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Физическое воспитание имеет внешнее сходство с определенными формами трудовых, боевых, бытовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг с другом.
Средство физического воспитания |
основное | вспомогательное |
Физические упражнения | Естественные силы природы | Гигиенические факторы |
ОРУ | СПУ | ССУ | Солнечная радиация | Водные процедуры | Воздушные ванны | Режим питания | Режим сна | Режим труда и отдыха |
Развивающие | Подводящие | Эмитационные |
|
Особенности физических упражнений.
1. Наличие.2. Повторяемость.3. Целенаправленность.
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учаться управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.
Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара метров движений.
Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений и понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее и благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, старим и разгон, и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежим инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.
Пространственные характеристики. К ним относятся положения тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.
Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.
Пространственно-временные характеристики — это скорость и ускорение.
Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.
Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:
1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);
2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;
3) разница между реальным результатом и возможным.
Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений. Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.
Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.
2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
- Содержание
- Введение
- Вопросы к государственным экзаменам
- Для студентов 4 курса дневного отделения
- Стерлитамакского института физической культуры
- Вопросы по анатомии, физиологии и спортивной морфологии, лфк
- Вопросы по теории и методике физической культуры для студентов 4 курса дневного отделения по направлению
- Для студентов 5 курса по специальности
- 032101 «Физическая культура и спорт»
- Вопросы по биохимии
- Вопросы по биомеханике
- Вопросы по психологии и педагогике физической культуры и спорта,
- Социология физической культуры и спорта
- Вопросы по анатомии, физиологии и спортивной морфологии
- Вопросы по биологии с экологией
- Вопросы по биохимии
- Вопросы по психологии и педагогике физической культуры и спорта, технологии обучения, карьерной стратегии личности
- Вопросы по экономике физической культуры, менеджменту физической культуры и спорта, правовым основам физической культуры и спорта
- Вопросы по истории физической культуры и спорта
- 2. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 3. Газообмен в легких и тканях.
- 4. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 5. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 6. Возрастная периодизация. Биологический и паспортный возраст.
- 7. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования. Экстраполяция двигательного навыка.
- Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- Состав и функции крови.
- Предстартовые реакции. Разминка.
- 12. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 13. Физиологические основы развития быстроты.
- 14. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 15. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 16. Сердечно-сосудистая система. Основные функции сердца. Проводящая система сердца.
- 17. Функциональные пробы. Классификация. Велоэргометрия. Субмаксимальный тест Валунда – Шестранда.
- 19. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 20. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 21. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 22. Средства лечебной физической культуры.
- 23. Формы лечебной физической культуры.
- 24. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 26. Особенности строения лимфатической системы.
- 27. Статические усилия. Феномен статических усилий.
- 28. Анатомо – физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
- 29. Анатомо – физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста.
- 30. Анатомо – физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста.
- Строение органов зрения. Вспомогательный аппарат глаза.
- Анаэробная производительность организма и факторы, влияющие на ее величину.
- Антропометрия, как один из основных методов спортивной морфологии.
- Надпочечники и поджелудочная железа, их роль в углеводном обмене.
- 36. Общая характеристика жвс, их роль в адаптации организма
- 37. Физиологические основы развития выносливости.
- 38. Анатомо-физиологические особенности организма женщин и влияние физических упражнений на их организм.
- Ответы по теории и методике физической культуре
- 1. Социальные функции физической культуры и спорта.
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания (определение, содержание, значение, классификация).
- 3. Техника физических упражнений (определение техники, фазы, характеристика пространственных, временных, пространственно-временных и динамических движений).
- 4. Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 5. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 6. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 8. Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 12. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 13. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 14. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- Уровень гибкости).
- 17. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей (определение понятия координационных способностей, факторы, влияющие на координацию, формы проявления).
- 18. Характеристика урочных форм занятий.
- 19. Занятия неурочного типа (особенности, классификация, формы).
- 20. Содержание и структура урока физической культуры (компоненты, задачи).
- 21. Типы урочных занятий, их характеристика.
- 22. Способы организации учащихся на уроке, их характеристика.
- 23. Определение общей и моторной плотности урока (задачи, факторы, влияющие на моторную плотность урока.
- 24. Подготовка учителя к уроку физкультуры.
- 27. Планирование физического воспитания в общеобразовательной школе (Технология составления годового плана графика.
- Технология составления четвертного плана-графика.
- 28. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля, содержание, методика).
- 29. Цель и методы анализа урока физической культуры в школе (метод педагогического наблюдения, метод хронометрирования).
- III. Заключение по уроку.
- 30. Технология воспитательной деятельности учителя физической культуры (средства, методы).
- 32. Характеристика комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Организация занятий по физической культуре учащихся младшего школьного возраста (6(7)-10 лет)
- Организация занятий по физической культуре учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет)
- 33. Технология составления годового плана-графика по физической культуре (на примере любого класса).
- 34. Технология составления поурочного рабочего (тематического плана на четверть).
- 36. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (цели, задачи, средства, формы проведения).
- Организация занятий по физической культуре детей дошкольного возраста (3-6(7) лет)
- 41. Характеристика особенностей методики воспитания скоростно-силовых способностей.
- 44. Характеристика основных требований к личности учителя физической культуры (тренера) как воспитания.
- Для студентов 5 курса по специальности
- 032101 «Физическая культура и спорт»
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта.
- 4. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 5. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 6. Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 7. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 8. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств).
- 9. Характеристика игрового и соревновательного методов в физическом воспитании.
- 10. Общепедагогические методы, используемые в процессе физического воспитания.
- 11. Характеристика общеметодических принципов в системе физического воспитания.
- 12. Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 13. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании (определение понятий «умений и навык», их отличительные признаки, основы формирования двигательного навыка).
- 14. Структура процесса обучения двигательным действия (этапы, задачи, особенности).
- 15. Характеристика средств и методов воспитания двигательно-координационных способностей.
- 16. Характеристика средств и методов воспитания скоростных способностей.
- 17. Характеристика средств и методов воспитания гибкости.
- 18. Характеристика средств и методов воспитания силовых способностей.
- 19. Характеристика средств и методов воспитания выносливости.
- 20. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 21. Цель и основные задачи физического воспитания школьников.
- 22. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 23. Технология плавания физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 24. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 25. Методические особенности физкультурных занятий с дошкольниками разных возрастных групп (содержание, методы, нагрузка).
- 26. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 27. Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 28. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 29. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 30. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 31. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 32. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 33. Классификация уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач.
- 34. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 35. Характеристика методов организации деятельности занимающихся на уроке физической культуры.
- 36. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 37. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
- 38. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 39. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 40. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 41. Профессионально – прикладная физическая подготовка (понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 42. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 43. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 44. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 45. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- Ответы по биохимии.
- 1. Структура, свойства и биологические функции воды.
- 2. Неорганические ионы, их свойства и биологические функции.
- 3. Строение и уровни организации белков их функции.
- 4. Общая характеристика водорастворимых витаминов.
- 5. Общая характеристика стероидных гормонов.
- 6. Свойства и классификация ферментов.
- 7. Биохимические изменения в организме при утомлении.
- 8. Общая характеристика обмена веществ.
- 9. Биохимические основы и принципы спортивной тренировки.
- 10. Элементарный состав организма человека.
- Ответы по биомеханике
- 2.Механические свойства мышц.
- 3. Онтогенез моторики.
- 4. Освоенность техники.
- Ответы по психологии и педагогике физической культуры и спорта.
- 1.Структура педагогической деятельности специалиста по физической культуре.
- 2. Функции управления в педагогической деятельности.
- 3. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.
- Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры.
- 6. Структура и содержание педагогической культуры преподавателя.
- 7.Психологическая характеристика деятельности учителя физической культуры
- 8. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 9. Психологические особенности тактического мышления в спортивной деятельности
- 10. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания
- Развитие психомоторных и познавательных процессов в физическом воспитании
- 12. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 13. Классификация педагогических технологий.
- 14.Современное традиционное обучение.
- 15.Игровые технологии в обучении физической культуры.
- 16. Характеристика групповой технологии обучения на уроках физической культуры.
- 17.Проблемное обучение.
- 18. Культура делового общения.
- 19. Технология поиска работы.
- 20. Самоменеджмент
- 21. Стили руководства, их характеристики.
- 22. Технические приемы оратора.
- 23. Структура (этапы) обучения двигательным действиям (задачи, -средства, методы).
- 24. Инновационные процессы в педагогической деятельности.
- 25. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте.
- 26. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов.
- 27. Основы психорегуляции в спорте.
- 28. .Предмет, методы, структура технологией обучения.
- 29. Технология программированного обучения.
- 30. Конфликты. Типология. Причины возникновения.
- 31. Технология преодоления конфликтных ситуаций.
- Ответы по социологии фк и с
- 1. Спортивная карьера. Этапы спортивной карьеры.
- 2. Кризисы спортивной карьеры
- 3. Конкретное социологическое исследование (кси)
- Ответы по биологии с основами экологии.
- 1.Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 2. Промышленное загрязнение окружающей среды.
- Ответы по экономике физической культуры, менеджменту физической культуры и спорта, правовым основам физической культуры и спорта
- 1. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 3. Олимпийский комитет России. Правовое положение и функции.
- 4. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, его функции.
- 5. Состояние и перспективы развития сети физкультурно-спортивных сооружений
- 6. Основные показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения.
- 7. Смета на проведение физкультурно-спортивного мероприятия
- 9. Классификация и способы проведения спортивных соревнований и физкультурных мероприятий.
- Ответы по истории физической культуры и спорта
- 2. Участие российских спортсменов на Олимпийских играх до 1917 года.
- 3. Участие советских спортсменов в Олимпийских играх после вов (1950-е гг.).
- 4. Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 5. Олимпийское движение в рф после распада ссср (начало 1990-х – 2006 гг.)
- Рекомендуемая литература