logo
ГАЭ вопросы и ответы

Развитие психомоторных и познавательных процессов в физическом воспитании

Одна из важнейших проблем в физическом воспитании- это овладение техникой упражнений. Чем точнее техника выполнения упражнений на первоначальном этапе, тем быстрее идет его усвоение. Правильность, точность, надежность техники во многом зависит от уровня развития психических процессов (психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных, мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания), которые участвуют в регуляции движений.

Перцептивные качества- широта поля зрения, быстрота восприятия- обеспечивают операции, связанные с получением информации.

Психомоторные качества- точность сенсомоторной реакции, быстрота движений обеспечивают конечную эффективность действий.

При обучении двигательным действиям необходимо учитывать особенности развития психических процессов. Прежде всего это неравномерность развития всех психических функций. Например: от 9 до11 лет показатели простой сенсомоторной реакции, темпа, объем поля зрения, интенсивность внимания значительно лучше, чем показатели точности мышечно-двигательных ощущений, сложной реакции, устойчивости внимания. От 11-13 лет улучшаются показатели быстроты простого реагирования и максимального двигательного темпа, но незначительно изменятся быстрота сложного реагирования и точность мышечно- двигательных ощущений. Объем зрения остается без изменений, а точность глубинного зрения возрастает. В период от 13-15 лет наблюдается интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты и точности сложной реакции, темпа движений, объема поля зрения, глубинного зрения.

Для заучивания различных параметров движений (скорости, усилий) требуется различное число повторений. Быстро запоминаются временные параметры, дольше пространственные (направление, амплитуда, форма) и наибольшее число повторений требуется для запоминания мышечных усилий. С возрастом число повторений уменьшается.

Под влиянием специальных упражнений психические функции развиваются быстрее. Так под влиянием гимнастических упражнений, тенниса у ребенка в период от 9-13 лет заметно возрастает способность дифференцировать амплитуду движений, в то время как при естественном развитии этого не наблюдается. Под влиянием этих упражнений в период от 13-15 лет улучшается простая реакция, которая при естественном развитии не наблюдается. Под влиянием игровых упражнений в период от 11-13 лет увеличивается быстрота сложной реакции.

Изучение развития психических процессов и двигательных качеств во взаимосвязи выявило возможность направленного влияния на их развитие у детей путем совершенствования ведущих двигательных качеств в процессе физического воспитания. Это объясняется тем, что сензитивные периоды развития двигательных качеств являются наиболее благоприятными для педагогических воздействий.

Совершенствовать психомоторные функции и познавательные процессы можно двумя путями: путем включения разнообразных физических упражнений (игровых, циклических, скоростно-силовых, cложнотехнических ), путем специального развития ведущих двигательных качеств