logo
ГАЭ вопросы и ответы

2. Кризисы спортивной карьеры

Любой кризис имеет два существенных признака, которые в Оксфордском словаре характеризуются так:

  1. Поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь.

  2. Время, характеризующееся большой опасностью или трудностью.

Анализ представленных периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:

  1. Кризис начала спортивной специализации.

  2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализации.

  3. Кризис перехода из массового спорта в СВД.

  4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.

  5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт.

  6. Кризис перехода от кульминации к финишу СК.

  7. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.

Для чего нужно знать противоречия, которые приводят к кризису СК?

Главное дело – для того, чтобы у спортсменов и тренеров была возможность спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним приготовиться. Ведь именно неспособность спортсмена преодолевать кризис и разрешить противоречия, породившие его, обычно ведет к преждевременному уходу из спорта, завершению СК.

Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу и началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались:

  1. Несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации. Можно выделить три аспекта «обмана ожиданий»: а) между типичным для детей представлением о спорте как празднике (почерпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной «черновой работой» спортсмена; б) между представлением будущего спортсмена, заключающемся в том, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта, и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обучения; в) между привычкой детей (особенно дошкольников и младших школьников) руководствоваться в двигательной деятельности «принципом удовольствия» и реальным требованием спортивной тренировки работать «через не могу» и «не хочу».

  2. Необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта.

  3. Необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.

Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориентируются на другой вид спорта или другие виды деятельности.

Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с появления новой установки – работать «на результат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них. Отсюда – новые проблемы спортсмена, которые предстоит решить на данном этапе СК:

  1. Необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена «приобретать опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй».

  2. Обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта.

  3. Возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам.

  4. Требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что психологически связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний.

  5. Сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).

О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение первых больших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спортсмена на уровень спорта высших достижений. Спортсмены, не преодолевшие кризис, но сохраняющие высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться «для себя»), либо выбирают профессию, связанную со спортом, и начинают подготовку к ней. Значительная же часть спортсменов на этом этапе уходят из спорта.

Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы автоматически начинает участвовать во взрослых соревнованиях, независимо от своего паспортного возраста. На данном этапе кульминации СК спортивные цели становятся главными жизненными целями, что определяет необходимость перестройки образа жизни в целом. Более конкретно перед спортсменом встают следующие проблемы:

  1. Необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям СК.

  2. Необходимость отказа от подражания кому-либо и переориентация на творческий поиск индивидуального пути в спорте, новых резервов повышения спортивных результатов, включая фундаментальную теоретическую подготовку, обобщение собственного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности.

  3. «Пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что связано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях.

  4. Необходимость завоевания престижа – авторитета в собственной команде, среди соперников, судей, зрителей; испытание славой и необходимость выработки адекватного отношения к ней.

  5. Возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отношений внутри спортивной команды.

Данные кризисы являются, пожалуй, самыми тяжелыми для большинства спортсменов. Именно здесь происходит разделение на «достигнувших среднего уровня» и «спортивную элиту». Выход из них связан с обретением не только спортивной, но и личностной зрелости.

Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт является относительно новым для российских спортсменов. По данным опроса 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними следующие проблемы:

  1. Необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта.

  2. Необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.), требуемых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта.

  3. Поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнительского мастерства с учетом того, что профессиональный спорт в большой степени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений.

  4. Поиск эффективных средств поддержания работоспособности, не связанных с применением допинга, что позволяет продлить жизнь спортсменов в профессиональном спорте.

  5. Необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов.

  6. Необходимость социокультурной адаптации для тех, кто заключил контракт с зарубежным клубом.

О выходе из данного кризиса свидетельствуют стабильно высокие результаты в турнирах профессионалов, социальное признание и высокие гонорары спортсмена.

Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры (СК) наступает в связи с закономерной стабилизацией или снижением спортивных результатов после нескольких лет пребывания в спорте высших достижений, или профессиональном спорте. Здесь обычно имеет место комплекс причин, которые заставляют спортсмена задуматься о завершении СК. Однако большинство спортсменов хотят продлить этап финиша и отодвинуть момент ухода из спорта. Для этого им необходимо разрешить как минимум две проблемы:

  1. Поиск новых резервов для повышения или поддержания высоких спортивных результатов, как правило, на основе индивидуализации всех сторон подготовки и максимального использования своих сильных сторон.

  2. Подготовка к уходу из спорта, выбор новой профессиональной карьеры, что позволяет спортсмену снизить тревожность по поводу будущего и спокойнее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.

Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена. В ходе адаптации после завершения СК перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:

  1. Необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры

  2. Формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения.

  3. Создание собственной семьи или перестройка отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры.

К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолевать кризис завершения СК. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. Важным фактором является также разница между статусом спортсмена в спорте и статусом его после завершения СК. Чем она больше, тем при прочих равных условиях данный кризис протекает психологически тяжелее.

Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода СК, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь. В принципе каждый кризис протекает по следующей схеме:

  1. Источники кризиса (проблемы, противоречия).

  2. Симптомы (т.е. особенности субъективного отражения противоречий, которые проявляются в поведении спортсмена).

  3. Возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса.

  4. Возможные обстоятельства, облегчающие выход из кризиса.

  5. Пути выхода из кризиса.

  6. Влияние кризиса на успешность деятельности спортсмена.

  7. Формы «расплаты» за невыход из кризиса.

  8. Особенности психологической помощи спортсмену.

Такие полные описания кризисов-переходов СК, а также описания, учитывающие особенности СК в различных видах спорта, являются основой для прогнозирования возможных негативных ситуаций. Прогнозирование поможет спортсменам и тренерам избежать ошибок, возникающих на жизненном пути молодых и зрелых спортсменов.