logo
ГАЭ вопросы и ответы

7.Психологическая характеристика деятельности учителя физической культуры

Общие требования к деятельности

и личности учителя физической культуры

Требования, предъявляемые к психологическим особенностям учителя физической культуры, определяются двумя факторами:

1. Серьезными изменениями, которые предусмотрены реформой образовательной и профессиональной школы, которая обеспечивается совершенствованием подготовки педагогических кадров.

2. Интенсивным развитием самой физической культуры, ее возрастающим значением в физическом развитии подрастающего поколения.

Учителю физической культуры должны быть присущи те индивидуальные и профессиональные качества, которые характеризуют нравственную основу его деятельности. В частности: активная жизненная позиция, высокая нравственность и принципиальность.

Объективные и субъективные трудности

в деятельности учителя физической культуры

Деятельность учителя физической культуры связана с рядом объективных и субъективных трудностей. К объективным трудностям относятся: большая площадь в зале, разнообразие и сложность обстановки проведения занятий лыжным спортом, легкой атлетикой, плаванием; многочисленный инвентарь и оборудование, неправильное которого связано с риском; высокая двигательная активность учащихся; работа с разными возрастными группами; одновременность занятий с учащимися разного пола, имеющими разные физические возможности; требование высокой моторной плотности урока при большом количестве учеников; ограниченность времени воздействия (45мин.) при большом интервале (2 раза в неделю), отсутствие учебников.

Эти трудности требуют от учителя физической культуры глубоких знаний не только по теории и методике физического воспитания, но и по теории и методике ряда видов спорта, а также в области анатомии, возрастной и социальной психологии, гигиене, спортивной медицине.

К субъективным трудностям относятся:

1. Свойства нервной системы и темперамента , а также черты характера. Учитель с холерическим темпераментом, с сильной неуравновешенной системой отличается несдержанностью, частым эмоциональным перевозбуждением. И наоборот, учитель c флегматическим темпераментом, с выраженной инертностью нервных процессов характеризуется медлительностью, не всегда замечает ошибки учеников;

2. Специфика деятельности учителя физической культуры. Учитель физической культуры не всегда может выполнить упражнения с такой легкостью как это выполняют его ученики (особенно в старших классах).Возраст, состояние здоровья не всегда позволяют учителю полностью показывать технику упражнения.

Преодоление этих трудностей зависит от мастерства педагога (от его умения использовать наглядные пособия, показ кем-нибудь из учеников), а также от авторитета педагога.

Структура деятельности учителя физической культуры (по Н.В.Кузьминой)

В педагогической психологии выделены основные компоненты педагогической деятельности: конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический (познавательный) компоненты.

Конструктивный (проектировочно-конструктивный)компонент- это умение учителя физической культуры проектировать, прогнозировать, планировать деятельность учеников ( перспективное планирование, отбор учебного материала).Важно, чтобы педагог четко представлял, какой результат должен получиться, какие навыки можно будет сформировать на основе усвоенного материала.

Коммуникативный компонент- это умение легко вступать в контакт с учениками, педагогами, родителями, администрацией. Искренность, доброжелательность, искренность, тактичность в отношениях с учениками влияют на дисциплину, на отношение к урокам и занятиям о внеурочное время.

Организаторский компонент предполагает умение по плану организовать учебно- воспитательный процесс, рационально распределить свое время и силы, четко провести мероприятие. Умение организовать – значит правильно оценить обстановку, принять решение и добиться выполнения. так разделить Учитель должен правильно организовать деятельность учеников на уроке: так разделить общее задание на части, а занимающихся на группы, чтобы поддерживалась плотность урока.

Гностический (познавательный) компонент- это познание и понимание основных условий. В этот компонент входят:

1. Анализ, познание собственной педагогической деятельности, собственной личности, своих достоинств и недостатков;

2. Анализ, познание особенностей физической подготовленности, личности учеников, их интересов, склонностей.

3. Анализ опыта учебно-воспитательной работы своих коллег.

Все компоненты тесно взаимосвязаны между собой.