logo search
ГАЭ вопросы и ответы

Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения воспитательных задач. Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществление воспитательного процесса. Традиционная педагогика выделяет 3 группы методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности.

  2. Методы формирования норм поведения.

  3. Методы стимулирования положительного поведения.

Основы методов формирования сознания личности составляет устное слово. Это совестное воздействие на сознание воспитанников, с целью формирования понятий, представлений, взглядов, суждений учащихся о нормах нравственности. Они формируют ценностные ориентации и убеждения. К этой группе методов относится: этический рассказ, разъяснения, внушение, убеждение, этическая беседа, диспут, пример.

Методы формирования норм поведения направлены на организацию положительной деятельности воспитанников. Их назначение – формировать нравственные привычки. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность, когда многократно повторяются определённые действия с целью формирования умений и навыков, или же их совершенствование. В воспитательной практике применяются упражнения: режимные, в деятельности, специальные, которые создают условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Также в эту группу входят педагогическое требование, поручение, общественное мнение.

Методы стимулирования положительного поведения побуждают, дают толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Наиболее распространёнными являются соревнования, поощрение , наказание.