logo search
ГАЭ вопросы и ответы

1. Спортивная карьера. Этапы спортивной карьеры.

Периоды развития. Термин «карьера» для российской спортивной науки является относительно новым. В отечественной культуре в эпоху советского времени он был отнесён к социальному феномену буржуазного общества. Отсюда возник негативный смысл понятия «карьера»: делать карьеру – значит непременно быть карьеристом, т.е. человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей. Но можно достигать успехов в избранной деятельности и по-другому – путём напряжённого труда и постоянного самосовершенствования, удовлетворения при этом своё честолюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.

Н.Б. Стамбулов выделяет три существенных признака любой карьеры:

  1. Многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает.

  2. Высокие достижения.

  3. Самосовершенствование субъектов в данной деятельности.

Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.

Периодизация спортивной карьеры. Этапы любой карьеры социолог Б.Г. Ананьев охарактеризовал следующими этапами:

  1. Подготовка.

  2. Старт.

  3. Кульминация.

  4. Финиш.

Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, с этапами многолетней спортивной подготовки, которые включают:

  1. Предварительную спортивную подготовку.

  2. Начало спортивной специализации.

  3. Углубленную тренировку в избранном виде спорта.

  4. Спортивное совершенствование, сюда входят:

а) зона первых больших успехов;

б) зона оптимальных возможностей;

в) зона поддержания спортивных результатов.

Можно классифицировать этапы спортивной карьеры в зависимости от уровней спорта, которые осваивает спортсмен:

  1. Массовый спорт.

  2. Спорт высших достижений.

  3. Профессиональный спорт.

В основу классификации могут входить возрастные категории:

1. Дети.

2. Юноши.

3. Взрослые.

Данные периодизации в чем-то совпадают, в чем-то дополняют друг друга. Они позволяют выделить своеобразные «критические точки» СК – переходные фазы от одного этапа к другому.