logo search
ГАЭ вопросы и ответы

10. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания

Формирование воли – важнейшая задача физического воспитания. Чтобы эта задача решалась эффективно, необходимо учитывать психологические закономерности развития воли. Воля формируется и проявляется в процессе преодоления трудностей.

Выделяют обьективные и субьективные трудности, характерные для уроков физической культуры, трудности

Обьективные трудности:

1. Связанные с усвоением требований учебной программы по гимнастике, легкой атлетике, баскетболу.

2. Обусловленные организационными особенностями проведения уроков.

3. Связанные с обстановкой проведения уроков.

Субьективные трудности:

  1. Связанные с индивидуальными и возрастными особенностями субьективного отношения учащихся к общим условиям проведения занятий.

  2. Связанные с индивидуальными и возрастными особенностями субьективного отношения учащихся к конкретным условиям выполнения гимнастических, легкоатлетических, игровых физических упражнений.

  3. Связанные с индивидуальными и возрастными особенностями субьективного отношения учащихся к конкретным условиям выполнения двигательных действий, направленных на проявление волевых качеств.

В процессе воспитания волевых качеств необходим дифференцированный подход к преодолению обьективных и субьективных трудностей.

Чаще всего встречаются трудности, связанные со слабым развитием физических качеств, отсутствием уверенности в возможности выполнения некоторых упражнений, что объясняет боязнь получить травм, стеснительности и отрицательное отношение к урокам физической культуры.

На уроках физической культуры формируются различные волевые качества.Однако если в каждый урок включать специальные задания и методические приемы, то эффективность формирования волевых качеств значительно повысится. Например: для развития самостоятельности необходимо выполнить общеразвивающие упражнения; индивидуально придумать упражнения на определенные мышечные групп; подобрать облегчающие (усложняющие) упражнения к тем, которые показаны учителем.

Для развития настойчивости необходимо добиться высокой техничности выполнения упражнения; выполнить какое- либо упражнение максимальное число раз; выполнить упражнение при дефиците времени; выполнить упражнение в затрудненных условиях с высокой техничностью и результативностью.

Приемы активизации волевых усилий делят на внешние и внутренние.

К внешним относятся те, которые исходят от учителя т.е. действуют на ученика извне (приемы стимуляции), к внутренним относятся те, которые исходят от самого ученика (приемы самостимуляции).

Чаще всего используют следующие приемы стимуляции волевых усилий: требование, убеждение, оценку, внушение, соревнование, поощрение, порицание, пример, похвалу.