logo search
Ралине

3.2. Планирование прибыли турфирмы

Десять лет назад подход многих больших и пре­успевающих компаний к планированию был случайным. Пока все шло хорошо, они не особенно беспокоились об определении конкретных целей. Они также редко пытались наметить марш­руты и составить графики движения к успеху.

Сегодня положение вещей иное. Большинство настроенных на успех топ-менеджеров посвятили себя концепции внутрифир­менного планирования. Они не станут предпринимать какие-ли­бо действия без планирования жизненно важных областей бизне­са: туристского продукта, маркетинга, трудовых ресурсов, фи­нансов и даже связей с общественностью. Ton-менеджеры стара­ются сделать все возможное, планируя жизненный путь турист­ской фирмы.

Во многих областях туристской деятельности на Западе под­ход к планированию остается общепринятым, в отличие от сегод­няшней Молдовы. Когда это касается доходов, многие отечествен­ные руководители по-прежнему сомневаются в силе пла­нирования. Они с готовностью согласятся, что планирование прибыли - прекрасная идея, и признают это логичным, но на прак­тике возразят, что это едва ли работает - "по крайней мере, не в нашем бизнесе".

Но планирование прибыли может выполнять свою задачу и делает это мастерски в некоторых компаниях.

Почему же планирование прибыли, способное принести впе­чатляющие успехи, оборачивается горьким разочарованием для многих турфирм?

Возможно, ответ заключается в четырех основных заблужде­ниях, создающих помехи усилиям по планированию прибыли в туристских фирмах:

  1. планирование прибыли является нереалистичным;

  2. это работа штатных специалистов;

  3. это не касается менеджеров среднего звена;

  4. это в действительности не может быть применено к основным функциям персонала.

Каждое из этих заблуждений содержит зерно правды, но каж­дое из них способно парализовать все усилия спланировать при­быль. Они должны быть распознаны и искоренены, тогда плани­рование прибыли получит реальный шанс на успех.

Первое заблуждение допускает, что планирование прибыли может быть чисто теоретическим упражнением в сомнительных предположениях. Исполнители, которые испробовали этот путь, высказывают жалобы, подобные следующим:

"Наши суждения так же хороши как все эти графики и табли­цы, так зачем же беспокоиться?";

"Мы едва ли можем прогнозировать развитие нашего бизнеса".

Поскольку не все будущие состояния дел могут быть предска­заны с одинаковой степенью точности, это служит веской причи­ной сопротивляться попытке предугадать будущее вообще. Ком­пании, чье руководство относится к планированию прибыли как к чисто теоретической игре в угадывание, не делают никаких ре­альных усилий, чтобы увязать практику с предположениями пла­нирования. Взамен они полагаются на относительно неоднознач­ные концепции типа "быстро возрастающие продажи", "измене­ние предлагаемых образцов" и "увеличение важности новой про­дукции". Подобные понятия, конечно, ведут компанию в никуда. Для более точного ориентирования скажем, что управление нуж­дается в точных ответах на вопросы, которые могут подвергнуть сомнению или даже изменить предыдущую политику компании:

Очевидно, что перспективное планирование должно прини­мать во внимание собственные силы и слабости компании. Компания также должна оценивать свои позиции в сфере бизнеса, оп­ределяя, где она имеет преимущества перед конкурентами в реа­лизации, а где ее конкуренты имеют чистое преимущество.

При рассмотрении вопроса об увеличении прибыли необхо­димо учитывать:

- С точки зрения каких мер и стандартов это возможно?

- Сколько реализовано усовершенствований и за какое время?

- Каковы предположения относительно доступности ресурсов?

Несомненно, турфирма может в значительной степени плани­ровать собственное будущее путем установления своих целей, разработки планов и путей их достижения. Это подра­зумевает взаимосвязь долгосрочных целей с ежегодным бюдже­том и программами, а также с индивидуальными критериями ка­чества работы путем использования всех ресурсов фирмы для достижения долгосрочных целей.

Убеждение, что точно планировать прибыль невозможно, ос­новывается на широко распространенном среди топ-менеджмен­та нежелании учитывать возможности новых мощных инстру­ментов, которые стали доступны благодаря современной инфор­мационной технологии и автоматической обработке данных.

Модель увеличения прибыли компании, планирующей свои возможности, должна дать четкие ответы на сформулированные ниже вопросы.

• Какой был бы эффект от внедрения различных видов услуг?

Такие вопросы встают перед каждой, в том числе и турист­ской компанией. Но в некоторых ситуациях ответы оказываются более сложными, чем в других. Новая информационная техноло­гия дает возможность менеджменту справиться с неопределенно­стью, свойственной любой проблеме планирования и оценить возможные стратегии на целевой, количественной основе.

Основная ответственность за эффективную прибыль лежит на топ-менеджерах, определяющих цели компании. Однако менеджеры среднего звена с их детальным знанием работы могут ока­заться более компетентными для того, чтобы преобразовать эти широкие цели в специфические цели планирования программы. При этом особенно важно, искренне ли они преданы достижению заданных целей.

Менеджеры высшего звена должны вовлекать исполнителей всех уров­ней, ставя перед конкретными работниками определенные цели. Эти цели не должны противоречить общей стратегии - они при­званы обеспечивать конкретную основу для эффективного раз­вития компании вплоть до исполнителей низшего звена.

Никакой неопределенности не должно быть. Цели должны быть определены с достаточной точностью, чтобы соответство­вать двум параметрам:

1) знает ли каждый человек, что именно он должен выполнить;

2) точно ли определен критерий отличного исполнения рабо­ты для каждого менеджера, чтобы люди могли быть оценены по заслугам?

Если компания не может ответить положительно на оба воп­роса, это означает, что она не получила той эффективной отда­чи на каждом направлении, которую реальное планирование прибыли способно обеспечить.

Существует четыре основных правила эффективного планирования при­были:

Эти принципы достаточно успешно применяются туристски­ми фирмами.