logo
Ралине

Тема № 5 Управление рисками в туристской фирме

    1. Понятие и виды риска в туристской фирме

    2. Общие подходы к управлению риском

    3. Финансовые риски

    4. Стахование рисков

    1. Понятие и виды риска в туристской фирме

Деятельность туристской фирмы всегда связана с определенным риском, т. е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с заплани­рованным уровнем или с иной альтернативой. Но менеджера турфирм идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

Риск — это субъективная оценка такого ре­зультата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйствен­ной ситуации, возникающая из-за множества переменных фак­торов и случайностей, неполноты информации о туристическом рынке, а также особенностей личности предпринима­телей.

Выделяют следующие функции риска:

  1. инновационная. Рисковое решение может вести к более эффективному туристскому бизнесу;

  2. регулирующая. Способность рисковать является залогом успеха турфирмы, хотя риск может оказать на нее и дестабилизирующее влияние;

  3. защитная. Риск — естественное состояние и требует от менеджера турфирмы воспитывать терпимость к не удачам;

  4. аналитическая. Политика риска предполагает необходимость выбора, а следовательно, изучения и прогнозирования ситуации, составления планов.

Рассмотрим классификацию рисков.

С точки зрения источника возникновения риски подразде­ляются на внутренние и внешние.

Внешние риски связаны с окружением турфирмы.

Внутренние риски связаны с особенностями самой турфирмы. Основным видом внутреннего риска считается кадро­вый, обусловленный практической невозможностью предска­зать поведение людей в тех или иных ситуациях.

По степени опасности для турфирм выделяют допусти­мый риск (угроза потери прибыли), критический риск (воз­можность несения текущих убытков); катастрофический риск (банкротство).

С точки зрения целесообразности можно говорить об оправ­данном и неоправданном риске.

По причинам возникновения выделяют:

  1. политические риски (введение эконо­мических ограничений, войны, конфликты, беспорядки). Они могут быть национальными, региональными и международ­ными;

  2. технические риски (получение отрицательных результатов от партнеров, недостижение поставленных целей, побочные явления, сбои).

  3. производственные риски (снижение объемов выпуска туристской продукции, рост затрат, ограниченное предложение туруслуг).

  4. предпринимательский риск — неспособность поддерживать уровень доходов на вложенный капитал;

  5. отраслевой риск — риск изменения экономического состояния отраслию;

  6. естественные риски - экологический, риск стихийных бедствий;

  1. коммерческие риски - невозможность реализовать турпродук­цию или снижение объемов реализации, рост цен, падение спро­са, потери качества турпродукта.

  2. инфляционный повышение цен, снижение покупатель­ной способности денег;

  3. инновационный неудачи в освоении новых сегментов рынка, новых туристских направлений.

10) валютный риск — модификация стоимости туруслуг связаные с изменением курса валют;

11) инвестиционный риск — это риск потери инвестируе­мого капитала и ожидаемого дохода, его снижения.

12) кредитный риск - неуплата долга, неплатежеспо­собность;

13) процентный риск. К нему относятся риск изменения общего уровня процентных ставок по отдельным видам кредита.