logo
Ралине

2.1. Функционирование туристского рынка

Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.

Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребите­лями туристского продукта. Если экономические интересы произ­водителя и потребителя туристского продукта совпадают, то проис­ходит акт купли-продажи туристского продукта.

Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирую­щую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

  1. реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

  2. организация процесса доведения туристского продукта до по­требителя (туриста);

  3. экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги «-» туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товар­но-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потреби­тельской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются де­нежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги - турист­ский продукт» на туристском рынке распределение как необходи­мая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работ­ников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное воз­награждение, создаются материальные стимулы к повышению каче­ства и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителя­ми и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка:

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалан­сированности спроса и предложения, условиями реализации тури­стского продукта.

Механизм функционирования туристского рынка - это систе­ма действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - турист­ский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.

На ту­ристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

Емкость туристского рынка - это его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т, е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский про­дукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

Туристский кругооборот - это система экономических и юриди­ческих (гражданско-правовых) отношений, возникающая между ту­ристом и туристской фирмой и показывающая направления движе­ния туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов турист­ской деятельности.

Функционирование туристского рынка и связанных с ним пред­приятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

К первичным факторам сезонности функционирования турист­ского рынка относятся природно-климатические.

К вторичным факторам относятся:

1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

2)наличие свободного времени;

3)демографические - дифференцированный спрос по половозра­стному составу и другим признакам;

4)психологические - тради­ции, вкусы, мода;

5)технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реа­лизуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать законо­мерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднего­довых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффици­ента сезонности, который представляет собой процентное соотно­шение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:

Т

Кс = Х 100

М

где Кс - коэффициент сезонности, %;

Т - средний уровень объема реализованных услуг отдельного меся­ца;

М- среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный пери­од.

Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних.

В качестве примера рассчитаем коэффициент сезонности выручки от реализации туристского продукта в «Старом Орхее» за апрель. Предположим, что среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период составляет 28 тыс. лей. Средний уровень выручки за апрель расчетного периода равен 16 тыс. лей. Тогда коэффициент сезонности для января рассчитывается следующим образом:

16000

Кс = Х 100% = 57%

28000

т. е. отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг в апреле составляет 57 %.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

  1. значительный удельный вес неполной занятости;

  2. сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

  3. низкий удельный вес квалифицированного персонала;

  4. ограниченные возможности профессионального роста;

  5. значительный удельный вес женского труда.

Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов:

При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкурен­ции выступает как механизм функционирования рынка.