2.1. Функционирование туристского рынка
Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.
Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги «-» туристский продукт.
Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.
Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги - туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.
Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка:
туристов (потребителей тур-продукта);
туроператоров;
турагентов.
Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.
Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.
На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.
Емкость туристского рынка - это его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т, е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.
На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.
Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.
К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.
К вторичным факторам относятся:
1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
2)наличие свободного времени;
3)демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
4)психологические - традиции, вкусы, мода;
5)технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.
Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:
Т
Кс = Х 100
М
где Кс - коэффициент сезонности, %;
Т - средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца;
М- среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период.
Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних.
В качестве примера рассчитаем коэффициент сезонности выручки от реализации туристского продукта в «Старом Орхее» за апрель. Предположим, что среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период составляет 28 тыс. лей. Средний уровень выручки за апрель расчетного периода равен 16 тыс. лей. Тогда коэффициент сезонности для января рассчитывается следующим образом:
16000
Кс = Х 100% = 57%
28000
т. е. отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг в апреле составляет 57 %.
Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:
значительный удельный вес неполной занятости;
сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
низкий удельный вес квалифицированного персонала;
ограниченные возможности профессионального роста;
значительный удельный вес женского труда.
Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов:
закон стоимости;
закон спроса и предложения;
закон конкуренции.
При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.
- Национальная ассоциация
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- 1.2. Понятие структуры управления туризмом.
- Тема № 2 Функции менеджмента в туризме
- 2.3. Организационная функция.
- 2.5. Функция контроля.
- Тема № 3. Методы менеджмента в туризме
- 3.4. Социально-психологические методы управления
- 3.5. Самоуправление
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- Понятие о стилях руководства
- Понятие о стилях руководства
- Тема № 5 Управление рисками в туристской фирме
- 5.2. Общие подходы к управлению риском
- 5.3.Финансовые риски
- 5.4.Стахование рисков
- Тема № 6 Реструктуризация турфирмы
- 6.2. Реструктуризация системы маркетинга
- 6.3. Финансовая реструктуризация
- Курс маркетинг в туризме
- Тема № 1 Особенности маркетинга в туризме
- 1.2. Сущность маркетинга в туризме.
- 1.3.Принципы маркетинга в туризме
- Тема № 2 Сегментация туристского рынка
- 2.2. Критерии сегментации туристского рынка
- 2.3. Определение целевых рынков. Рыночная ниша
- Тема №3. Конкурентная среда туристской фирмы
- 3.1. Конкуренция и туррынок
- 3.2.Виды конкуренции. Конкурентоспособность турпродукта
- Тема № 4. Организация и работа службы маркетинга в турфирме.
- 4.1. Понятие службы маркетинга в турфирме.
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4.3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Управляющий службой маркетинга в турфирме
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4. 3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Тема № 5 Товарная политика туристской фирмы
- 5.2. Регистрация товарного знака
- 5.3. Значение товарного знака для турфирмы. Требования к торговой марке.
- 5.4. Брэнд. Основные понятия
- Тема № 6 Продвижение туристской продукции
- 6.2. Публик рилейшнз
- 1. Презентации
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий
- 3. Спонсорство
- 4. Публичные выступления;
- 6.3. Использование рекламы в туристскую деятельности
- 6.4. Организация и введение рекламной компании
- 6.5. Каналы распространения турпродуктов
- Тема № 7 Политика сбыта турпродуктов в туристской фирме
- 7.2. Виды сбыта.
- 7.3. Стратегия сбыта
- Тема № 8. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношении
- 8.1.Планирование и разработка туристского продукта 8.2.Цена турпродукта и метод его формирования 8.3.Стратегии установления цены на туристский продукт.
- 8.1. Планирование и разработка туристского продукта
- 8.2. Цена турпродукта и метод его формирования
- 8.3. Стратегии установления цены на туристский продукт.
- Тема № 9. Маркетинговые исследования в туристской деятельности
- Курс Экономика Туризма
- Тема № 1. Экономические основы туристской деятельности
- 1.2. Экономическое содержание туризма
- 1.3. Эффективность туризма
- 1.4. Экономические показатели развития туризма
- 2.1. Функционирование туристского рынка
- 2.2. Туристский спрос и туристское предложение
- 2.3. Экономические закономерности туристского рынка
- 2.4. Организация финансовых отношений
- Тема № 3 Экономическая эффективность управления туризмом
- 3.7. Swot-анализ
- 3.1.Проблемы повышения доходности в туризме
- 3.2. Планирование прибыли турфирмы
- 3.3. Источники прибыли в туризме
- 3.4. Методы экономического анализа в туризме
- 3.5. Увеличение прибыли
- 3.7. Swot-анализ
- Тема № 4 Туристская рента
- 4.2. Формы туристской ренты
- 4.2.1. Монопольная туристская рента
- 4.2.2. Дифференциальная туристская рента
- 4.2.3. Абсолютная туристская рента
- 4.3. Туристская рента в системе отношений собственности
- Курс Туроперейтинг
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- Тема № 1 Основы туроперейтига
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- Тема № 2. Организаций туристского обслуживания
- 2.2.Туристское агентство
- 2.3. Должность – как основной элемент деятельности турфирмы.
- 2.4.Функциональные обязанности персонала туристической фирмы.
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- 3.2. Особенности заключения договоров с поставщиками услуг.
- 3.2.1.Сотрудничество с гостиничным предприятием
- 3.2.2. Сотрудничество с предприятием питания
- 3.2.3. Сотрудничество с автотранспортным предприятием
- 3.2.4. Сотрудничество с авиакомпанией
- 3.2.5. Сотрудничество с железной дорогой
- 3.3. Договор туристического обслуживания
- Курс: Юридическое регламентирование в туризме
- Тема № 1 Законодательство в туризме
- 1. Правовое урегулирование в туризме
- 2. Задачи Министерства культуры и туризма
- 3. Функции Министерства культуры и туризма
- 4. Использование туристского ваучера
- 5. Туристическая и турагентская деятельность. Права и обязанности
- 6. Лицензирование туристической деятельности
- 7. Приостановление и отзыв туристской лицензии на базе закона об организации и осуществлении туристической деятельности
- 8. Структуры по приему туристов
- 9. Права и обязанности туристов
- 10. Страхование на период туристической поездки
- 11. Защита и безопасность туристов
- 12. Создание и функционирование национальных туристических зон
- 13. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров
- Тема №2 Лицензирование туристской деятельности
- 1. Регламентирование лицензионной деятельности
- 2. Полномочия лицензионной палаты
- 3. Содержание туристской лицензии
- 4. Документы, необходимые для получения лицензии
- 5. Решение о выдаче лицензии или об отклонении декларации для получения лицензии
- 6. Выдача лицензии
- 7. Переоформление лицензии
- 8. Выдача дубликата лицензии
- 9. Контроль в сфере лицензирования
- 10. Приостановление и возобновление действия лицензии
- 11. Аннулирование лицензии
- Тема № 3. Защита прав потребителей в туристской индустрии
- 1. Регламентирование действии связанных с защитой прав потребителей
- 2. Основные права потребителей
- 3. Обязанности исполнителя
- 4. Заключение договоров
- 5. Возмещение ущерба
- 6. Информирование потребителей
- 7. Ответственность исполнителя за нарушение установленных сроков
- 8. Ответственность за нарушение требований настоящего закона
- Тема № 4. Особенности трудовых отношений в туристической отрасли
- 2. Права и обязанности работника
- 3. Права и обязанности работодателя
- 4. Индивидуальный трудовой договор
- 4.1.1. Срок индивидуального трудового договора
- 4.1.2. Заключение и исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.3. Предварительная проверка
- 4.1.4. Исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.5. Изменение индивидуального трудового договора
- 4.1.6. Приостановление действия индивидуального трудового договора
- 4.1.7. Технический простой
- 4.1.8. Прекращение индивидуального трудового договора
- 4.1.9. Восстановление на работе
- 5. Рабочее время и время отдыха
- 6. Ежегодные отпуска
- 7. Оплата труда
- 8. Дисциплина труда
- 9. Материальная ответственность
- Тема № 5. Миграционная деятельность в Республике Молдова
- 1. Регламентирование миграционной деятельности
- 2. Функциональные обязанности органов центральной публичной власти связанные с миграцией
- 3. Эмиграция и иммиграция
- 4. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5. Выдворение и экстрадиция
- Тема № 6. Вывоз и ввоз имущества в Республику Молдова физическими лицами
- 1. Регламентирование деятельности по вывозу и ввозу имущества
- 2. Ввоз и вывоз валюты в или из Республики Молдова
- 3. Ввоз и вывоз имущества на или с территории Республики Молдова
- 3.3. Временный ввоз (вывоз) имущества
- 4. Ввоз и вывоз предметов и бижутерии из драгоценных металлов и камней
- Перечень товаров, разовый ввоз которых на территорию Республики Молдова физическими лицами осуществляется без уплаты таможенных платежей
- Тема: № 7 Туристский ваучер
- 1. Применение туристского ваучера
- 2. Отчетность
- 3. Заполнение Туристского ваучера
- Курс Страхование в туризме
- 2. Виды страхования в туризме
- 3. Личное страхование туристов
- 4. Имущественное страхование туристов
- 5. Выбор страховой компании
- 7. Особенности страхования в туризме
- Курс География туризма Молдовы
- Тема № 1. Историко-географическое положение Молдовы
- 2. Характеристика географического положения Молдовы
- 1.3. Историческая характеристика страны.
- 3.1. Кишинэу - туристический центр страны
- 3.2. Монастыри в Кодрах.
- 3.3. Винные туристические маршруты.
- 3.4. Аргументы Молдовы как туристическое направление
- 1. Благоприятное географическое расположение
- 2. Молдавский народ – гостеприимный народ
- 3. Живописная и нетронутая природа
- 4. Особенности национальной кухни
- 5. Винный путь – хорошая возможность открыть для себя знаменитые молдавские вина
- 6. Разнообразие народного искусства
- 7. Многовековые традиции
- 8. Богатая история
- 9. Исторические и археологические памятники
- 10. Скальные монастыри
- 11. Кишинев – город на семи холмах
- 12. Одна из самых больших пещер на земле
- 13. Музейный комплекс Старый Орхей
- 14. Самый Старый заповедник Молдовы
- 15. Днестр – река двух народов
- 3.5. Туристические маршруты Молдовы
- Центральный регион
- Северо-Центральный регион
- Северо-западный регион
- Северный регион
- Западный регион
- Южный регион
- Восточный регион
- Тема № 4. Туристические зоны Республике Молдова
- 4.1. Распределение Молдовы на туристические зоны
- 4.2. Туристские достопримичательности Центральной Молдовы
- 4.3. Туристические ресурсы севера республики. Припрутские толтры.
- Курс Международный туризм
- Тема № 1. Организация международного туризма
- 1.2. Виды международного туризма
- 1.3. Факторы производства туристского продукта
- Тема № 2. Транснациональные компании на рынке международного туризма
- 2.1. Сущность тнк и формы ее существования.
- 2.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса.
- 2.3. Влияние туристских тнк на национальную экономику
- Курс Сельский туризм
- Тема № 1. Сельский туризм – новое направление в туристском бизнесе
- 2. Концепция сельского туризма и его роль в современном мире
- 3.Европейский опыт развития сельского туризма
- Тема № 2. Развитие сельского туризма в Молдове
- 2.2. Общая характеристика сельского туризма в Молдове
- 2.3. Развитие сельско-туристической отрасли
- 2.4. Воздействие туризма на экологию
- Тема № 3. Сельский туризм и местная экономика
- 3.4. Местные фермеры как поставщики услуг в сельском туризме
- 3.5. Потребители услуг сельского туризма