logo
Ралине

2.3. Влияние туристских тнк на национальную экономику

2.3.1.Влияние ТНК на экономику принимающих стран.

С начала 80-х годов проблема экономического воздействия туристских ТНК находится в центре внимания ученых. На Западе вышло немало работ, освещающих ее разные стороны. Лучше исследовано воз­действие ТНК на экономику принимающих стран. Специалисты выделяют пять главных вопросов: контроль ТНК над структурой туристского рынка, развитием индустрии туризма и отдельных ее секторов в принимающей стране; контроль над туристскими пото­ками; трансфертное ценообразование на туристские продукты; проблема утечки доходов от международного туризма за границу; технологическое влияние ТНК на экономику стран-импортеров.

Инициатива по привлечению ТНК довольно часто исходит от принимающих стран, в которых местные компании либо вовсе отсутствуют, либо они не располагают достаточными ресурсами. Появление ТНК в турист­ском секторе, особенно в слаборазвитых государствах, приводит к контролю извне над структурой местного туристского рынка и раз­витием индустрии туризма.

Иностранная авиакомпания, обслуживающая международные линии воздушного сообщения небольшой страны, может препятствовать выхо­ду на этот рынок других авиаперевозчиков, как иностранных, так и на­циональных, и установить свою монополию, которая не всегда отвечает интересам принимающей страны. Некоторые государства, заключив кон­тракты с туристскими корпорациями не только ограничи­ли конкуренцию, но лишились свободы выбора направления экономи­ческого развития.

Утвердив свое монополистическое положение в экономике принимающей страны, ТНК способна оказать давление на прави­тельство с тем, чтобы оно, в частности, увеличило расходы на ин­фраструктуру. Нередки случаи, когда транснациональные компании диктуют строительство новых аэропортов, изменение сложившейся системы наземного транспорта или пересмотр структуры землеполь­зования. ТНК стремятся определять политику в области туризма, преследуя собственные цели. Это хорошо видно на примере Испа­нии, где выгоды от развития инфраструктуры получают иностран­ные туристы, а местное население несет расходы на ее создание.

Ввиду большой капиталоемкости туристских объектов развивающиеся страны вынуждены брать займы и кредиты на создание инфраструктуры, отвечающей требованиям ТНК.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, некоторые стра­ны по-прежнему открывают туристские рынки для ТНК, связы­вая с ними последнюю надежду на преодоление отсталости. Вмес­те с тем правительства становятся более искушенными в ведении переговоров с транснациональными компаниями. С ростом между­народного туризма увеличивается число ТНК, жаждущих расши­рить сферу своего влияния, и принимающая сторона обретает все больше власти при заключении соглашений с ними.

ТНК оказывают влияние на экономику страны-реципиента по­средством контроля над туристскими потоками. Деятельность транс­национальных компаний в сфере туризма обусловила сдвиги в гео­графии туристского спроса, изменила направленность потоков посетителей. Вынудив правительства пересмотреть фискальную политику и увеличить расходы на туристскую инфраструктуру, они вызвали подъем международного туризма во многих районах.

Вместе с тем усилия ТНК по привлечению туристов в дестинацию нередко вступают в противоречие с интересами национальных туристских администраций. Последние часто выбирают в качестве целевого сравнительно узкий рыночный сегмент элитарных тури­стов, рассчитывая на высокий доход от их обслуживания. Однако транснациональной компании, руководствующейся мотивом мак­симизации прибыли, может быть выгоднее работать с массовым туристом. Широкие туристские потоки, организуемые и направля­емые ею, заключают в себе угрозу для местной культуры и окру­жающей природной среды.

Не столь очевидные, но не менее острые проблемы возника­ют, если ТНК осуществляет контроль над узкоспециальными по­токами туристов. Она выявляет наиболее прибыльную рыночную нишу, в которую устремляет свою деятельность. Количество при­бытий невелико, туризм не оказывает разрушающего воздействия на природу и культуру и обеспечивает финансовые поступления. На первый взгляд, подобная деятельность ТНК способствует раз­витию местного туристского рынка, национальной экономики, но в действительности и такая практика таит в себе опасность.

Туристские центры попадают в зависимость от определенной, численно небольшой категории посетителей. Может получиться так, что курортный район на Багамских островах будет специализиро­ваться на приеме представителей среднего класса из Нью-Йорка, а тайский курорт — на обслуживании молодоженов из Японии. Эти рыночные ниши являются слишком узкими, чтобы обеспе­чить устойчивое развитие и конкурентоспособность курортов. По­следние оказываются подвержены влиянию малейших изменений во вкусах и предпочтениях целевой группы потребителей. Их рабо­та сопряжена с большим коммерческим риском.

Устанавливая контроль над туристскими потоками, ТНК ис­пользуют этот рычаг для давления на принимающую сторону с целью расширить перечень предоставляемых ею налоговых и ино­го рода льгот.

В конце 70-х годов в ответ на действия правительства Туниса, воспре­пятствовавшего дальнейшему наращиванию и без того огромных прибы­лей одной из крупнейших западногерманских туристских корпораций, фирма резко сократила завоз немецких туристов (с 60 до 12 тыс. человек), нанеся удар по экономике Туниса. Таким образом формируется зависи­мость молодых государств от иностранного капитала.

Современные ТНК отличаются глобальной стратегией поведе­ния на мировом рынке путешествий. Она находит проявление в механизме трансфертного ценообразования. Манипулируя ценами на компоненты туристского продукта при совершении внутрифир­менных операций, в одних случаях завышая их, в других, наобо­рот, занижая, ТНК увеличивает корпоративную прибыль. В руках компании оказывается механизм, который обеспечивает курсиро­вание прибылей внутри одной большой империи, подчиняясь стра­тегическим целям ее деятельности.

Изменение уровня цен не изобретение ТНК, оно является обычной коммерческой практикой. По соглашению между кон­трагентами устанавливается надбавка к базовой цене или скидка с нее. В отношении многих товаров и услуг действуют скидки за оборот, применяемые при оптовых закупках. В туризме также ши­роко используются сезонные скидки при приобретении продукта вне сезона, с помощью которых уравновешиваются спрос и пред­ложение. Туроператоры и турагенты как посредники получают от поставщиков туристских услуг скидки по сбыту, позволяющие им выдерживать ценовую конкуренцию на рынке. Например, немец­кие и британские туроператоры известны очень низкими ценами на услуги испанских и греческих отелей, а также на развлечения.

Уровень цен в каждом конкретном случае складывается раз­ный в зависимости от договоренности между участниками сделки. Этот принцип продолжает действовать и при ценообразовании на продукты ТНК. Транснациональная компания лишь придает пере­говорам определенную форму и внутрифирменный характер.

ТНК с помощью механизма трансфертного ценообразования искусственно увеличивают издержки производства для филиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообложения, и, наоборот, занижают их для филиалов в странах с низкими налогами. В результате, филиалы ТНК в первой группе стран заносят в свои налоговые декларации данные о незначительных прибылях, а в дру­гих странах фиксируется завышенная прибыль. ТНК как бы неле­гально переводят прибыли из филиалов в странах с высоким налого­обложением в филиалы в странах с низкими налогами и таким пу­тем достигают чистого сокращения сумм уплачиваемых налогов.

Одна из самых острых проблем, связанных с зарубежной дея­тельностью ТНК, является утечка доходов от международного ту­ризма из принимающей страны. Она распадается на две составные части: оплата импортируемых товаров (услуг) и выплата возна­граждения владельцам производственных ресурсов.

Проведенные исследования показывают, что зарубежные фи­лиалы ТНК склонны импортировать товары (услуги) в такой же степени, как и местные компании. Более того, многие ТНК, стре­мясь создать и закрепить свой положительный имидж в принима­ющих странах, преднамеренно используют местные ресурсы там, где это возможно.

Вместе с тем ТНК, особенно в туризме, поддерживают проч­ные связи со страной своего происхождения. Они ориентируются на прием «родных» посетителей. Например, крупные гостиничные компании США стали выходить за национальные границы, созда­вать цепи предприятий и распространять американские стандарты гостеприимства вслед за расширением выездных туристских пото­ков и жалобами американцев на обслуживание за рубежом, кото­рое не соответствовало сложившимся у них представлениям и ожи­даниям. Сегодня разбросанные по миру отели, объединенные в американские гостиничные цепи типа «Ай-Ти-Ти Шератон» или «Хилтон Хоутелз Корпорейшн», в расчете на вкусы соотечествен­ников импортируют из США пиво и сигареты. Зарубежные фили­алы японских ТНК в ресторанном хозяйстве ввозят из Японии продукты питания и мебель.

Другая причина, вынуждающая филиалы импортировать товары и услуги, связана с глобальными процессами стандартизации и со­зданием образа <<родной» страны. Авиакомпания «Эйр Франс» про­двигает свою французскую марку, а паромная компания «Ройял Викинг Лайн» во всем подчеркивает скандинавское происхождение.

Импорт товаров и услуг по линии международного туризма является заметной статьей расходов в государственных бюджетах ряда развивающихся стран. Эти операции хотя и сопряжены с от­током валюты за границу, однако не столь большим как в случае, если транснациональная компания предоставляет принимающей стране факторы производства туристского продукта за плату. На вложенный капитал ТНК получает доход в виде процента, кото­рый переводит на «родину». Основная часть занятой в ее филиалах рабочей силы, особенно менеджеры высшего и среднего звена, -это квалифицированные кадры, приглашаемые из-за рубежа. За свой труд они получают высокую заработную плату, которую пе­речисляют по месту постоянного проживания.

Большую часть поступлений от международного туризма при­нимающая страна теряет в результате вывоза транснациональны­ми компаниями своих прибылей. Независимо от того, является ли ТНК собственником предприятия или управляет им по контрак­ту, она имеет предпринимательский доход, или прибыль. С помо­щью механизма трансфертного ценообразования прибыль может быть переведена из одной страны в другую без видимой утечки.

В некоторых странах (Шри-Ланка, Филиппины, Индонезия и т.д.) иностранным инвесторам предоставлены гарантии свобод­ного и неограниченного вывоза в свою страну доходов, получен­ных туристскими предприятиями.

Включить международный туризм в экономику принимающей страны возможно путем привлечения местной рабочей силы (речь идет о видах работ, не требующих высокой квалификации и спе­циальной подготовки), использования местных материалов при оборудовании туристского комплекса, а также сельскохозяйствен­ных продуктов для питания иностранных посетителей. В этом слу­чае международный туризм будет увеличивать ВНП страны-реци­пиента, способствуя ее экономическому развитию.

Оценка влияния ТНК на национальную экономику будет не­полной, если обойти вниманием роль транснациональных компа­ний в передаче знаний, опыта, технологических секретов (того, что на Западе называют «ноу-хау»). Все это — капитал нематериаль­ный, но весьма ценный, если им правильно распорядиться.

В настоящее время ТНК, по существу, превратились в «инку­баторы» технологических нововведений. Они разрабатывают соб­ственные инновационные программы, вкладывают огромные сред­ства в создание интеллектуального товара и предлагают его на мировом рынке.

Одним из наиболее ярких и убедительных примеров трансфер­та технологий в туризме является деятельность всемирно извест­ной фирмы «МакДонаддс», которая считается бесспорным лиде­ром в индустрии быстрого питания. Ее успех определяется в пер­вую очередь фанатичной верой в идею обеспечения высокого качества обслуживания. На протяжении всей истории своего суще­ствования она методично совершенствовала каждую операцию в производственном процессе.

Трансферт технологий наблюдается не только в ресторанном хозяйстве, но в гостиничном, туроператорском и других секторах туристской индустрии.

ТНК, размещая за рубежом предприятия, зачастую инноваци­онные, с использованием новейшей техники и совершенной тех­нологии, демонстрируют свое преимущество перед национальны­ми компаниями. Последние перенимают управленческий и пред­принимательский опыт, технологические нововведения, повышая собственную конкурентоспособность. В таких странах, как Таиланд и Тунис, где передовой зарубежный опыт в туризме распространя­ется особенно быстро, отмечается ускоренный рост прибылей на местных предприятиях индустрии путешествий. Некоторые правительства теперь отдельно оговаривают трансферт технологий как условие деятельности ТНК на территории их государств.

2.3.2. Влияние ТНК на экономику страны базирования.

ТНК оказывают экономическое воздействие не только в принимающей, но и в «родной» стране. Эта, обратная сторона интернационализа­ции исследована гораздо хуже. Туристские ТНК могут изменить структуру внутреннего рынка путешествий и рентабельность про­изводства туристского продукта.

Во-первых, в малой стране, где емкость рынка туризма недо­статочна для получения экономии от масштаба производства, кор­порации типа сингапурских авиалиний ориентируются на «экс­портный вариант» экономической стратегии. Без интеграции в мировую экономику они не могли бы существовать.

Во-вторых, ТНК направляют инвестиции в те дестинации, которые обеспечивают предельно высокие доходы и тем самым способствуют увеличению среднего размера доходов на вложен­ный капитал в отечественной индустрии туризма.

В-третьих, поставив на поток производство продуктов выезд­ного туризма, они сбивают уровень цен на внутреннем рынке.

В-четвертых, ТНК, специализирующиеся на выездном туриз­ме, получают монополистические выгоды на рынке страны бази­рования. Если он имеет олигополистическую структуру, корпора­ции объединяются в блоки для защиты своих рыночных позиций. Открытие в регионе отелей цепи «Ай-Ти-Ти Шератон» обычно означает скорое появление здесь компании «Хилтон Хоутелз Кор­порейшн» или «Холидей Инн Уорлдуайд».

Наконец, ТНК оказывают влияние на «родную» экономику опосредованно через туристские потоки. Их присутствие на рынке путешествий, особенно таких мощных, как многие европейские туроператоры, часто выступает одной из причин активизации вы­ездного туризма. С увеличением же числа поездок за границу и связанным с этим оттоком валюты из страны складывается отри­цательное сальдо туристского платежного баланса. Вместе с тем именно благодаря деятельности ТНК часть вывезенной туристами валюты удается вернуть на родину. Если турист из США останав­ливается в отеле, входящем в американскую гостиничную цепь, то, по существу, происходит замещение импорта. Страна базиро­вания, в данном случае США, получает доходы от обслуживания соотечественников за рубежом, аналогичные выручке от экспорта товаров и услуг, и укрепляет свой платежный баланс.

Процессы транснационализации в современных формах их про­явления глубоко противоречивы. Горячая дискуссия о ТНК, в ос­нове которой лежат ценностные, идеологические и политические расхождения во взглядах на природу и источники социально-эко­номического развития, а также на угрозу национальной безопас­ности, продолжается по мере роста числа транснациональных фирм и расширения их экономической экспансии.

2.4. Процессы глобализации в мировом туризме

Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и туристского в частности особого внимания заслуживают процес­сы глобализации. ТНК от однонациональности капиталов и сепа­ратности действий перешли к политике сотрудничества, реализа­ции совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.

Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обостре­ние конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, кото­рые постепенно завоевывают все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это — цепи отелей, принадлежащие Сянга­ну (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл». Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем - с помощью сотрудничества. Они совместно используют достиже­ния каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.

Заключение глобальных союзов практикуется в разных секто­рах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером дей­ственности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Бла­годаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы — от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.

В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имуществен­ных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не за­трагивают отношения собственности, поэтому они получили бо­лее широкое распространение.

Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консор­циумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они на­целены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний—участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.

В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации ус­луг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинго­вой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении тор­говых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают созда­вать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акции менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрут­ную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат — увеличение объема воздуш­ных перевозок и прибыли.

Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер дея­тельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представи­тельств. Например, авиакомпании «Джапан Эйрлайнз», «Люфтган-за» и «Эр Франс» заключили соглашение о совместном строитель­стве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.

Сегодня международные стратегические альянсы на воздуш­ном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь уста­новить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса пере­шли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслуг.

Специальные программы закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют пе­ретоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффектив­ность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнз», «Люфтганза», «Эйр Канада» и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.

Объединяя поощрительные программы, члены альянсов рас­ширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее поло­жение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиапере­возок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и огра­ничивает конкуренцию.

Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альян­сы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажи­ров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специаль­ные органы по контролю за действиями монополий и защите кон­курентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.

Кроме объединения поощрительных программ для часто лета­ющих пассажиров, сотрудничество между членами альянса укреп­ляется по линии обмена идентификационными кодами. По прави­лам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставить в пользование свои иден­тификационные коды другой авиакомпании или несколько пере­возчиков могут использовать одни и те же коды. Это означает, что пассажиры летят самолетом не той авиакомпании, которая указа­на в билете. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. Вопрос находится в процессе об­суждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере инфор­мировать пассажиров о подобной практике.

Каковы бы ни были аргументы «за» и «против» обмена иденти­фикационными кодами, число соглашений растет. В 1997 г. авиа­компании испанская «Иберия», швейцарская «Свиссэйр» и авст­рийская «Остриан Эйрлайнз» договорились об обмене кодами с «Дельта Эйрлайнз», «Бритиш Мидлэнд» с «Галф Эйр», а «Джапан Эйрлайнз» с австралийской «Куантас Эйрлайнз». В том же году «Дельта Эйрлайнз» и «Континентл Эйрлайнз» подписали много­плановое соглашение с «Эр Франс», включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кода­ми часто перерастают в международные стратегические альянсы.

Набирающая силу политика налаживания партнерских отно­шений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американских пере­возчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швей­цария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению амери­канской стороны.

На старом континенте создание альянсов осложняется из за позиции Европейской комиссии по вопросу о двусторонних со­глашениях. Рассматривая ЕС как единое территориальное образо­вание, она намерена отказаться от практики заключения догово­ров каждой страной в отдельности и перейти к жесткой централи­зации переговорных процессов.

Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании про­должают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями. Авиаком­пания может иметь базовое соглашение с одной компанией и при этом быть полноправным членом маркетингового и коммерческо­го альянсов с другими перевозчиками. Например, «Люфтганза», кроме глобального стратегического альянса с «Юнайтед Эйрлайнз», образовала маркетинговый альянс с «Финнэйр», альянс фрахта с «Джапан Эйрлайнз» и «Кореан Эйрлайнз», а также подписала со­глашения об обмене идентификационными кодами с авиакомпа­ниями «Адриа Эйрвейз», «Вариг Бразилиан Эйрлайнз», «Лкжсэйр» и «Остриан Эйрлайнз». Перспективы достигнутых ранее догово­ренностей становятся весьма неопределенными с созданием ми­ровых альянсов перевозчиков.

Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте яв­ляются альянс «Уануорлд» и «Стар Альянс». Каждый из них обслу­живает свыше 180 млн пассажиров в год.

В 1998 г. пять ведущих авиакомпаний мира «Америкэн Эйрлайнз», «Бритиш Эйрвейз», «Канадиан Эйрлайнз», «Катай Пасифик Эйр­вейз» и «Куантас Эйрлайнз» объявили о создании нового глобаль­ного альянса «Уануорлд». С 1999 г. его члены приступили к реализа­ции широкой совместной программы действий стоимостью в де­сятки миллионов фунтов стерлингов. В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть «Уануорлд», производится обмен иден­тификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система брони­рования билетов. Необходимое условие членства в альянсе - предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании фин­ская «Финнэйр» и испанская «Иберия», решившие вступить в «Уануорлд», должны были провести работы по наладке систем сла­женных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух но­вых членов маршрутная сеть «Уануорлд» охватила свыше 800 пун­ктов назначения.

Другое международное объединение авиаперевозчиков «Стар Альянс» было образовано в 1997 г. по инициативе «Люфтганза». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой- Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов «Стар Альянс» продолжают расширяться. В 2000 г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания «Бри­тиш Мидлэнд» и старейший мексиканский перевозчик «Мексика-на Эйрлайнз». С присоединением к альянсу «Бритиш Мидлэнд», базирующейся в лондонском аэропорту «Хитроу», он стал един­ственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих гло­бальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть «Стар Альянс» связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9 секунд и выполняют в общей сложности око­ло 9600 рейсов ежедневно.

Кроме «Уануорлд» и «Стар Альянс», существуют и другие по­добные объединения перевозчиков «Кволифлайер Труп» и «Вайндс». Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса «СкайТим». Его ядром выступили «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс», сотрудничающие уже несколько лет.

Включаясь в процесс глобализации и предусматривая возмож­ные негативные последствия вхождения отечественных фирм в мировое туристское пространство, Молдова движется вперед к нормальным цивилизованным отношениям на рынке туризма.