logo
Ралине

4.3. Туристская рента в системе отношений собственности

Всякая рента, в том числе и туристская, есть форма реализации права собственности на тот фактор, на те ресур­сы, использование которых порождает ренту, традиционно именуемую соответствующим факторным доходом - доходом от земли, недр, воды, туристских ресурсов. В то же время следует помнить и о другой стороне проблемы: всякая прибыль, всякий факторный доход, строго говоря, лишь тогда становится рентой, когда он поступает в распо­ряжение собственника ресурса. Соответственно туристская рента есть форма реализации права собственности на турист­ские ресурсы.

Собственность как система социально-экономических отношений присвоения включает четыре аспекта:

  1. объект присвоения, т. е. что именно присваивает соб­ственник;

  2. субъект присвоения, т. е. кто конкретно присваивает данное благо или услугу;

  3. форму присвоения, т. е. как присваивается данное благо или услуга, в какой форме - индивидуально или кол­лективно;

  4. характер отношений присвоения между субъектами присвоения благ и услуг.

Первый аспект этой системы характеризует материально-вещественное содержание собственности, второй - персо­нального, конкретного носителя присвоения, третий анали­зирует форму бытия и существования отношений присвое­ния, четвертый аспект - социально-экономическое содержа­ние отношений присвоения.

Применительно к проблеме туристской ренты эти четыре подсистемы отношений присвоения могут быть оха­рактеризованы следующим образом. Объектом присвоения в сфере туризма являются туристские ресурсы и соответ­ственно результаты хозяйственной деятельности туристских предприятий, в частности, туристская рента. При этом тот, кто владеет ресурсами, владеет и результатами хозяйствен­ной деятельности. Субъектами присвоения туристских ресур­сов и соответственно ренты выступают туристские предприя­тия и государственные органы власти. Молдавским законода­тельством признаны в экономическом аспекте три основные формы присвоения: индивидуальная, коллективная и государ­ственная, в юридическом аспекте признаны две основных формы - частная и государственная. Последняя, в свою очередь, может быть, республиканской, местной и му­ниципальной. Из этого следует: передавая туристские ресур­сы в частную собственность, центральные и местные органы власти тем самым лишают себя права взимать туристскую ренту - факторный доход от туристских ресурсов. Решаясь на такой шаг, общество должно заранее просчитывать буду­щие последствия этой меры.

Одним из самых сложных вопросов в системе отноше­ний собственности является четвертый аспект - вопрос о характере социально-экономических отношений между людьми по поводу присвоения благ и услуг. При этом владение предполагает, что сам собственник или его пред­ставитель имеет возможность исключительного контроля над ресурсами, благами, услугами. Пользование - это функ­ция владения, при которой имеет место фактическое при­менение ресурса, блага, услуги. Распоряжение - это функ­ция пользования, при которой принимаются решения по поводу функционирования объекта присвоения. В целом собственность имеет все права полного присвоения, а со­ставляющие триады - владение, пользование и распоряже­ние - есть формы неполного присвоения. Собственником уникального музея-усадьбы на правах полного присвоения может быть государство (например, его местный орган власти), а вся триада неполного присвоения может быть пе­редана туристской организации на правах аренды.

Вопрос о содержании отношений собственности столь важен, что в современной экономической науке возникло целое направление - экономическая теория прав собствен­ности. Современная экономическая теория прав собственности включает в себя 11 основных элементов:

1) право владения, т. е. право исключительного для других физического контроля над благами, ресурсами;

  1. право пользования в собственных интересах, т. е. право применения полезных свойств благ и услуг для себя;

  2. право управления, т.е. право решать, кто, как и в ка­ком порядке будет обеспечивать использование благ и услуг;

  3. право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ и услуг;

  4. право суверена, хозяина на капитальную стоимость блага, услуги, т. е, право на отчуждение, потребление, изме­нение или уничтожение блага, услуги;

  5. право на безопасность, т. е. право на защиту (им­мунитет) от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

  6. право на передачу благ, ресурсов в наследство;

  1. право на бессрочность обладания благом;

  2. запрет на использование благ и услуг способом, на­ носящим вред внешней среде или другим участникам права;

  1. право на ответственность взыскания по долгам, т. е. возможность взыскания блага или услуги для уплаты долга, возможность вещи быть отобранной для уплаты;

  2. право на остаточный характер, т. е. право на авто­матическое возвращение вещи прежнему владельцу по ис­течении определенного времени, право на осуществление процедур и существование институтов, которые обеспечи­вают восстановление нарушенных полномочий.

Разумеется, перечисленные 11 основных элементов прав собственности не исчерпывают всех видов и форм выраже­ния отношений присвоения, которые могут иметь место в реальной жизни. Однако перечисленные выше ос­новные элементы прав собственности помогают выработать поведенческие отношения между предприятиями в сфере туризма и органами власти. Эти правила "игры" должны быть такими, чтобы и органы власти, и сами туристские организации были максимально заинтересованы в высокой эффективности использования туристских ресурсов.

В реальной жизни применение основных прав соб­ственности может испытывать влияние двух крайностей. Первая крайность состоит в том, что всеми правами, состоящим из всех 11 "веточек", владеет туристская органи­зация (фирма, предприятие) и только она. Это означает, что все туристские ресурсы используются только в форме пра­вового режима частной собственности. Туризм в данном случае приобретает исключительно коммерческую направ­ленность в пользу субъектов частной собственности на ту­ристские ресурсы. Общество и прежде всего государствен­ные органы власти в этом варианте сознательно лишают се­бя права взимать туристскую ренту, ибо последняя и есть форма реализации права собственника на туристские ресур­сы. Часть туристской ренты государством может быть изъята у туристских организаций лишь в форме прямого налога, каковой имеет место в любом обществе. Возможность раз­вития социальной направленности туризма в этом случае ничтожна, ибо в сфере туризма устанавливаются сугубо ры­ночные, меркантильные правила игры, которым чужды ин­тересы человека без кошелька.

Другая крайность состоит в том, что всеми правами состоящим из всех 11 "веточек", владеет государство в лице его, республиканских и местных орга­нов власти. Это означает, что все туристские ресурсы ис­пользуются только в форме правового режима государствен­ной собственности. В таком случае туристские организации (предприятия, фирмы, агентства) оказываются не заинтере­сованными в экономических результатах своей деятель­ности, в максимизации коммерческого успеха в процессе производства и реализации турпродукта, хотя социальная направленность туризма может стать реальностью.

Утверждая принцип обязательного разделения прав собственности между органами власти и туристскими организациями, необходимо избежать еще одной возможной ошибки. Имеется в виду спецификация прав собственности на туристские ресурсы, смысл которой состоит прежде всего в том, что к туристским ресурсам исключается свободный до­ступ. В противном случае ресурсы ничьи, они не принадлежат никому: ни данному конкретному предприятию, ни данному конкретному органу власти. Исключающий харак­тер отношений собственности генетически предопределяет­ся тем, что все ресурсы, в том числе и туристские, имеют лимитированный характер, а также тем, что нет места бес­хозяйственности и бесконтрольности. Смысл спецификации прав собственности на туристские ресурсы состоит также в том, что между органами власти и туристскими организа­циями должны быть поделены все 11 элементов прав. Это обеспечит правовой порядок в экономических связях участников рассматриваемых отношений. Основными кри­териями для разделения прав должны быть два " правила:

1) данный элемент права надо отдать тому субъекту дележа, кто может извлечь из него наиболь­шую пользу;

2) нельзя один и тот же элемент на равных правах отдавать одному и одновременно другому субъекту присвоения туристских ресурсов, что может создать право­вой беспредел и тупиковость в вопросах присвоения.

С учетом сказанного выше прав собственности между органами власти (республиканскими и местные), с одной стороны, и туристскими орга­низациями, с другой стороны, может быть поделен следую­щим образом.

Органы государственной власти получают:

  1. Право суверена, т. е. право на отчуждение, по­требление, изменение или уничтожение ресурса.

  2. Право на безопас­ность, т. е. право на защиту от экспроприа­ции ресурса и от вреда со стороны внешней среды.

  3. Право на передачу ресурсов в наследство.

  1. Право на бес­срочность обладания ресурсами.

  2. Запрет на использо­вание ресурсов спосо­бом, наносящим вред другим или внешней среде.

  3. Право на ответствен­ность взыскания по долгам.

  4. Право на остаточный характер, т. е. автома­тическое возвращение вещи, ресурса прежнему владельцу.

Туристские организации получают:

  1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над ресурсами.

  2. Право использова­ния, т. е. право приме­нения полезных свойств ресурсов для себя.

3. Право управления, т. е. право решать, кто, как и в каком порядке будет обеспечивать ис­пользование ресурсов.

4. Право на доход, т. е. право обладать резуль­татами от использова­ния благ, ресурсов.

Следует подчеркнуть, что перечисленные 11 элементов прав собственности не исчерпывают всего многооб­разия отношений и что реальная жизнь богаче, сложнее и более противоречива. Важно другое: использование ту­ристских ресурсов и соответственно присвоение туристской ренты затрагивают комплекс интересов присвоения и прав собственности как самих туристских организаций, так и ор­ганов власти - республиканских и местных. Другими словами, современное общество и его вырази­тели - органы власти - должны провести учет и анализ со­стояния туристских ресурсов, дать им своеобразную ка­дастровую оценку. В этом состоит исторический долг со­временного общества перед будущими поколениями людей. Точный и научно обоснованный учет туристских ресурсов позволит четко определить отношения всех заинтересован­ных субъектов.

Взаимоотношения между органами власти и туристски­ми организациями по поводу прав собственности на турист­ские ресурсы можно представить следующим образом: орга­ны власти - республиканские и местные - по­лучают право полного отчуждения, туристские организации получают права неполного отчуждения. На основе кадастро­вых оценок органы государственной власти закрепляют ту­ристские ресурсы за тем или иным органом власти - республиканской и местной - на правах полного собственника. Затем эти органы власти вступают с турист­скими организациями в договорные правовые и эконо­мические отношения, которые могут иметь характер аренды. В договорах (контрактах) между соответствующими органа­ми власти и туристскими организациями четко определяют­ся и распределяются элементы прав собственности на дан­ный туристский ресурс, объект. Указанное выше разделе­ние прав собственности могло бы стать основой этих договорных взаимоотношений.

Четкое разделение прав собственности по поводу турист­ских ресурсов между органами власти и туристскими органи­зациями позволит реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социальную ориентированность. Более того, вся сфера туризма приобретет социальную направлен­ность, если органы власти будут выражать интересы народа, широких слоев общества. В то же время разделение прав собственности между участниками договорных отношений не исключает и коммерческой заинтересованности турист­ских организаций. Туристская рента теперь становится объ­ектом присвоения двух основных субъектов присвоения ту­ристских ресурсов: органов государственной власти и ту­ристских организаций. В свою очередь, государственные органы власти должны четко разделить права собственности на туристские ресурсы между основными представителями этой власти – центральными органами, и местными органами. И тогда туристская рента в каж­дом конкретном случае окажется или объектом присвоения только двух субъектов - местных органов власти и турист­ских организаций, или объектом присвоения трех субъек­тов – республиканских органов власти, местных органов власти и самих туристских организаций. Этот дуализм или триада субъектов прав собственности объективно предопределяется тем обстоятельством, что в первом случае туристские ресур­сы находятся в собственности местных органов власти и ту­ристских организаций, во втором - в собственности республиканских органов власти и туристских организаций, однако и в этом случае местные органы власти должны располагать рядом прав и обязанностей по использованию туристских ресурсов национального значения.