logo
Ралине

6.3. Использование рекламы в туристскую деятельности

Реклама может быть определена как форма неличной коммуникации с клиентами по представлению турпродуктов, и турус­луг, осуществляемому через платные средства распространения информации, с четко указанным источником финансирования. В туристском маркетинге эти обращения к путешествующей публи­ке составляются для знакомства с определенным туристским направлением, чтобы таким образом привлечь покупателей.

Подоб­ные обращения передаются потенциальным покупателям при по­мощи основных средств информации, таких, как газеты, журналы, прямые почтовые отправления, телевидение, радио, а также наруж­ная реклама.

Основными направлениями рекламно-информационной дея­тельности турпредприятий являются:

В качестве потенциальных потребителей рекламы выделяются три категории партнеров и групп населения:

  1. те, кто испытывает потребность в предмете рекламы и ищет информацию о нем;

  2. те, кто находится в состоянии безразличия или неопределенности по отношению к предмету рекламы;

  3. те, кто испытывает потребность, но по каким-либо причинам отрицательно относится к предмету рекламы.

Задачей рекламодателей является превращение этих трех катего­рий из потенциальных потребителей в реальные.

Реклама должна быть направлена на определенные сегменты рынка. Это приводит к минимизации затрат и экономии средств. Для проведения удачной рекламной кампании необходимы сегмен­тация рынка и выделение целевой группы людей, на которую будет направлено рекламное обращение.

Каждое средство рекламы имеет свои преимущества и недостат­ки. В процессе разработки стратегии продвижения продукта важ­ным является правильный выбор нужного средства рекламы с це­лью получения желаемого эффекта от вложенных на продвижение турпродукта средств. Поэтому необходимо при помощи исследова­ний получить полную информацию о потребителе, его интересах, увлечениях, запросах.

Основными рекламными средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, вывески, каталоги, буклеты, стенды, листовки, рекламные щиты, объявления на транспортных средствах. Они имеют следующие преимущества и недостатки.

Газеты. Они имеют преимущества в том плане, что дают исчерпывающую информацию о местном рынке. По сравнению с другими рекламными средствами размеще­ние рекламы в газете требует меньших издержек. Кроме того, газеты более часто издаются, являются более гибкими в том смысле, что информация постоянно обновляется. Газеты выходят в определен­ное время, имеют широкую аудиторию и вызывают быструю реак­цию у потребителей на рекламное сообщение. Многие газеты име­ют рубрику, посвященную туризму, а также рекламные секции. Но у газеты как туристской рекламы есть недостатки: низкое печатное качество, короткий жизненный период и незначительная аудитория «вторичных» читателей.

Журналы. Основное преимущество рекламы в журналах - это их печатное и графическое качество, привлекающее внимание читате­лей. Преимуществами журнала являются достоверность, престиж, длительный жизненный период сообщений, значительное число «вторичных» читателей и невысокая стоимость. Многие сообщения журналов успешно достигают специализированных сегментов рын­ка и делают возможным донесение этих сообщении до целевых рынков. Отрицательным моментом рекламы в журнале является то, что они издаются, не так часто, как газеты, и невозможно оперативно внести необходимые изменения в сообщения, как это можно сделать пои рекламе по радио и телевидению.

При выборе печатного средства для рекламы необходимо учи­тывать, кому она адресована, охватывается ли территория прожива­ния целевого потребителя.

Книжная реклама. Реклама помещается в изданиях книжных но­винок. При этом необходимо учитывать соответствие рекламы со­держанию и оформлению книги. Размещать рекламу туристского агентства стоит лишь в книгах, связанных с программами, включен­ными в путеводители, справочники о стране, в художественные книги о странах. Оплата за такую рекламу высока и приближается к спонсорству {участие в расходах по изданию и распространению книги.

Буклеты. Это специальные издания, посвященные одной турфирме и ее турпродуктам. В буклетах рядом с рекламным текстом размещают фо­тографии и короткие биографии лиц фирмы, называют ее спонсор­ские и благотворительные акции. Раскрывается в буклетах участие фирмы в международных и национальных выставках. Буклеты обычно бывают многоцветными и печатаются на бумаге высокого качества, в отличие от листовок, которые печатаются на обыкновенной бумаге и в один цвет. Они выдаются при посещении фирмы, на презентации, выставке или при заключении контрактов.

Каталог. Это печатное издание, рекламирующее большой пере­чень направлений путешествии, турпакетов и сопутствующих услуг с краткими пояснениями и ценами. Каталоги распространяются при покупках или заключениях договоров между туроператорами, турагентами и другими участниками туррынка.

Другими печатными рекламными средствами являются прайс-лист, пресс-релиз (отчет о проведенной акции в рекламных целях), календари, аппликации, ярлыки, ручки и др.

Прямые почтовые отправления. Хотя издержки на почтовые от­правления высоки, прямые рекламные сообщения по почте представляют собой наибольшую значимость для предпринимателей в туризме. Почтовая реклама носит личный характер, адресована определенной группе людей. Таким образом, она является наиболее эффективным рекламным средством, потому что позволяет сократить издержки на рассылку сообщении людям, которые не заинте­ресованы в данном продукте. Прямая почтовая реклама адресована людям, готовым пойти на контакт, и от них можно ждать ответа. По количеству полученных ответов можно оценить эффективность это­го средства рекламы. Другой положительной чертой является отсут­ствие рекламы конкурентов.

Путем прямой почтовой рассылки распространяется реклама ту­ров, рассчитанных на деловой туризм. Прямая рассылка по почте бывает, эффективна при наличии у турфирмы широкой связи с тур­операторами в различных странах и определенного круга потенци­альных и реальных клиентов - фирм, регулярно использующих де­ловые туры.

Недостатком здесь является приобретение и постоянное обнов­ление списка людей, которым будет адресовано данное сообщение.

В туристской индустрии основным источником составления таких почтовых списков являются клиенты, ранее пользовавшиеся услугами фирмы. Почтовые списки должны содержаться в компью­тере и всегда быть доступны.

Радио. Рекламные сообщения по радио могут постоянно обнов­ляться. Они относительно дешевы. Недостатком такой рекламы яв­ляется то, что рекламные обращения воспринимаются только на слух и не могут передать красочно оформленных рекламных обра­щений, как это может сделать телевидение. Типичными слушателя­ми рекламных обращений по радио являются люди, ведущие авто­мобиль. Многие туристские направления считают радио наиболее эффективным средством рекламы.

Телевидение. Телевидение представляет сообщения, которые можно воспринимать как на слух, так и визуально. Телевизионная реклама не требует от аудитории особых усилий в восприятии со­общения. Она воздействует на разнообразные чувства людей. Теле­видение способно охватить широкую аудиторию и обладает высо­кой степенью привлечения внимания. Телевизионная реклама более дорогая по сравнению с другими средствами. Однако, несмотря на высокую стоимость телевизионной рекламы, при рекламировании многих туристских направлений используется телевидение, так как эффективность телевизионных обращений оправдывает высокие затраты.

Распространение рекламных обращений через средства массовой информации характерно для крупных фирм, которые имеют доста­точно финансовых средств на рекламу и маркетинг.

Наружная реклама. Суть наружной рекламы заключается в на­поминании. Ее особенность состоит в мгновенном восприятии. Наружная реклама не может начать рекламную кампанию, она может ее только продолжить или закончить. Главным при размещении наружной рекламы является территориальное местоположение. Наружная реклама используется с большим успехом многими тури­стскими фирмами. Это средство является достаточно гибким, низко стоимостным и охватывает фактически все население. Недос­татком наружной рекламы является то, что сообщение должно быть по возможности коротким, хотя оно с наибольшей вероятностью дойдет до потенциальных туристов.

Составляющие наружной рекламы: неон, билборд, реклама на городском транспорте, ротафиши, электронные табло, бегущая строка.

Выставки. Туристские выставки и ярмарки незаме­нимы для представления и рекламы новых программ и направле­ний туров, а также для привлечения большего числа посетителей -потенциальных туристов.

На выставках международного уровня продвигаются националь­ный турпродукт, турпродукты отдельных направлении, а также тур-продукты отдельных турфирм.

Итак, туристская реклама может иметь множество форм и видов. Ограничения в выборе рекламы могут возникнуть только при планировании рекламного бюджета и направленности. Для опре­деления рекламного бюджета не существует определенной фор­мулы. Показателями, определяющими его, могут быть процент продаж прошлого года и процент потенциальных продаж. Эти показатели нужно брать в расчет, так как роль рекламы состоит в поднятии спроса на продукцию предприятия. Оно будет тратить столько денег, сколько это абсолютно необходимо для достиже­ния им намеченных показателей сбыта. Самый лучший метод для установления рекламного бюджета состоит в определении желае­мой цели и в средствах размещения, способствующих достижению этой цели.

Продвижение на рынке нового туристского направления потребует больше средств, чем поддержание у туристов имиджа уже освоенно­го туристами направления. Распределение средств рекламного бюджета между рекламой и стимулированием продаж зависит от каждой конкретной ситуации. Туристское агентство не может потратить на рекламную кампа­нию больше 10 % от оборота. Специфика туристской рекламы состоит в том, что рекламные послания турфирм должны иметь большую базу данных с адресами, по сравнению с рекламой в других от­раслях хозяйства.

В туризме преобладает прессовая реклама, телевизионная рекла­ма используется редко и только для поднятия имиджа, известности фирмы.