logo
Ралине

1.3. Эффективность туризма

Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, т.е. действенность результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигну­той при определенных затратах денежных, материальных, инфор­мационных ресурсов и рабочей силы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА означает получение экономического эффекта от:

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выража­ется определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оцен­ке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производ­ственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования эко­номики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, т.е. частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших ре­зультатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматри­вать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных крите­риев и показателей для разных уровней управления и определен­ную иерархию целей и соответственно им критериев эффектив­ности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

• туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы). Поэтому проблему определения народного хозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.

Положительное влияние туризма на экономику государства про­исходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллель­но с другими отраслями народного хозяйственного комплекса.

Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии -4,6%, в Швейцарии - 10%'. Совокупный вклад туризма в экономи­ку страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают до­ход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономи­ку страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на това­ры и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны прояв­ляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте.

Экономический эффект от развития туризма в стране проявля­ется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении районов.

Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои осо­бенности, к которым относятся:

Развитие туристской индустрии в стране и повышение каче­ства туристского обслуживания являются дополнительным источ­ником формирования доходной части бюджета.