logo
Ралине

Понятие о стилях руководства

«Стиль руководства» — это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

управлятьруководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

направлятьменеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

делегировать полномочияменеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

    1. Характеристика стилей управления

Для авторитарного (автократического) стиля характерна цен­трализация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Этому стилю при­сущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициати­ву подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никог­да не просит. Иными словами, основное содержание его управ­ленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Руководитель становится автократом тогда, когда по своим качествам он ниже уровня людей, которыми руководит, или если у его подчиненных слишком низкая общая и профессиональная культура.

Этот стиль руководства не стимулирует проявление инициа­тивы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автокра­том, что делает невозможным повышение эффективности рабо­ты турфирмы. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение «неугодных» является целью его управленчес­кой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу: «Мы с тобой не сработаемся». В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворенность трудом, так как под­чиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллеги­ально, систематически информировать подчиненных о положе­нии дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В обще­нии с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в под­готовке к реализации управленческих решений принимают учас­тие все члены коллектива.

Руководитель-демократ избегает навязывания своей воли под­чиненным. Он публично не демонстрирует своего превосходст­ва над членами управляемого им коллектива, старается привлечь своих подчиненных к выработке и принятию решений, поддер­живает инициативу и самостоятельность.

Демократичный менеджер при проведении деловых совеща­ний размещается, как правило, в середине группы. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем разви­тия турфирмы.

Руководитель с либеральным стилем ру­ководства практически не вмешивается в деятельность коллек­тива, а работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Та­кой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отме­нить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, нео­смысленное исполнение директив вышестоящих органов управ­ления.

Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на кол­лектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен: «плы­вет по течению». Менеджер-либерал боится конфликтов, в ос­новном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в об­ращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотноше­ния.