logo
Ралине

Тема № 1. Экономические основы туристской деятельности

1.1. Сущность туризма в экономическом аспекте

1.2. Экономическое содержание туризма

1.3. Эффективность туризма

1.4. Экономические показатели развития туризма

1.1. Сущность туризма экономическом аспекте

ТУРИЗМ возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания и начал думать об отдыхе и связанных с ним удоволь­ствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Ту­ризм - это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности.

Потребность человека в получении информации о новых мес­тах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечат­лений от новых мест и явлений природы и т.п.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - ту­ризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Возникновение туризма как товара потребовало формирова­ния соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целе­направленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организацион­ного обособления туризма в самостоятельную отрасль народно­го хозяйства.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания ту­ристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «ту­ризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходи­мости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Годом возникновения туризма в Молдове принято считать 1959 г. В этом году Молдова приняла первые организованные группы туристов по маршутам Всесоюзнного Акционерного Общества «INTOURIST». Также в этом году в Молдове было открыт филиал «INTOURIST-а».

Точное определение туризма должно базироваться на следую­щих экономических характеристиках:

Современное определение туризма, принятое ООН, заключает­ся в том, что туризм ~ это активный отдых, влияющий на укрепле­ние здоровья, физическое развитие человека, связанный с передви­жением за пределы постоянного места жительства.

Законом Республике Молдова о Туризме закреплено следующее определение туризма: «ТУРИЗМ – отрасль национальной экономики с комплексными функциями, включающая имущество и услуги, предостовляемые для потребления лицам, путешествующим за пределами своей обычной среды в течение менеее одного года с иной целью, нежели осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте.

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного района, города, страны в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удо­вольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, уча­стия в культурных, научных или деловых встречах.

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие опреде­ленной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую по­требность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования са­мого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождествено ему, поскольку здесь налицо все пять элементов про­цесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целе­направленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными). Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услу­ги этого вида не связаны с материальными продуктами, их произ­водство неотделимо от потребления.

Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные ус­луги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслужива­нию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериаль­ная услуга имеет потребительную стоимость. Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам об­щественного труда, необходимого для их производства.

ТУР - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию ту­ристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчи­ков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей пу­тешествия.

По действующему законодательству, ПАКЕТ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ - заранее установленный комплекс услуг, состоящий из не менее чем двух из следующих компонентов: размещение, питание перевозка, курортное лечение, развлечения, другие услуги, представляющие значительную часть пакета если они продаются или предлагаются к продаже по валовой цене и время, на которое они предоставлены, превышает 24 часа.

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

ТУРИСТСКИЙ ИМПОРТ - это ввоз в страну туристских впе­чатлений, который сопровождается одновременным вывозом ту­ристом денег из данной страны.

ТУРИСТСКИЙ ЭКСПОРТ - это вывоз из страны туристских впечатлений, - который сопровождается одновременным ввозом ту­ристом денег в данную страну.

Под ТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возни­кающий или достигнутый им в результате потребления туристс­кого продукта. Турист, как правило, планирует получить от куп­ленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечат­ления складываются от экскурсий, посещений красивых природ­ных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в оте­ле и др.

При экспорте услуг туризма производится прежде всего «вы­воз» впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, т.е. при­бывают в определенное место назначения с целью «купить» впе­чатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как ре­зультат удовлетворения своей любознательности.

Когда платежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные по­токи, идут в Республике Молдова, это означает экспорт туриз­ма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои день­ги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет молдавская сторона, следовательно, Республика Молдова экспортирует опыт путешествий и деньги туриста остаются на ее территории. Одновременно это означает туристс­кий импорт той страны, из которой турист вывозит деньги.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связа­на с предоставлением туристам различных услуг. Туристы высту­пают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъек­тами.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

В процессе реализации и организации потребления туристско­го продукта происходит обслуживание туристов, так как деятель­ность по продаже и организации потребления - это процесс обслу­живания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».

Место туризма в составе отраслей народного хозяйственного ком­плекса нужно оценивать со следующих позиций:

Туризм, как диверсифицировэнный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой турист­скую индустрию. Туристская индустрия - это совокупность гос­тиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприя­тий общественного питания, средств развлечения, объектов позна­вательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляю­щих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.