logo
Ралине

1.3. Факторы производства туристского продукта

Производство туристского продукта требует ресурсов. Существу­ют три основные категории производственных ресурсов, или фак­торов производства: природные и культурно-исторические, люд­ские, капитальные.

1.3.1. Природные и культурно-исторические ресурсы.

«Фун­дамент» туристского предложения составляют природные блага. Им принадлежит особое значение в удовлетворении нужд туристов. Рек­реационные ландшафты, комфортный климат, водные объекты, особенно теплые моря, минеральные воды и лечебные грязи - все это привлекает посетителей и решающим образом влияет на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру во времени и пространстве. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе туристской эксплуа­тации. Часть их не возобновляется, другая — восстанавливается, самостоятельно или при участии человека.

Естественный «капитал» изучается с разных точек зрения: гео­графической, биологической, геологической и пр. Экономисты имеют дело с такими благами природы, которые применимы в процессе производства. Они объединены общим понятием «земля», Земля как производственный фактор включает не только твердую поверхность планеты, используемую в сфере туризма для строи­тельства зданий и сооружений, но также леса, водные ресурсы, климат и т.д. Эти свойства земли учитываются при размещении предприятий туристской индустрии.

Организации отдыха предшествуют выявление и изучение при­родных туристских ресурсов, которые завершаются их оценкой. Затем определяются правила их эксплуатации и устанавливается режим охраны.

Существует несколько разновидностей оценки природных туристских ресурсов: технологическая — по функциональной пригоднос­ти ресурсов для того или иного типа рекреационной деятельнос­ти, физиологическая — по степени комфортности, психологичес­кая — в зависимости от эстетических качеств. При этом учитыва­ются устойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных комплексов. Привлекательность территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от ее историко-культурного потен­циала. Он представлен историческими памятниками, мемориальны­ми местами, народными промыслами, музеями, т.е. сочетанием объек­тов материальной и духовной культуры. Историко-культурное на­следие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Прак­тически каждая местность может представлять познавательный интерес для туристов.

Существуют разные способы включения историко-культурных ресурсов в систему туристского обслуживания. Наиболее распрост­раненные формы — организация музеев и прокладка экскурсионо-туристских маршрутов.

Аттрактивность культурных комплексов зависит от их художе­ственной и исторической ценности, моды и доступности для по­сещения. В рекреационном ресурсоведении разработаны методики оценки культурных комплексов в туристских целях.

1.3.2. Людские ресурсы

В процессе производства туристского про­дукта используется труд — сознательное раскрытие физической и духовной энергии человека, направленной на получение доходов для удовлетворения своих потребностей. Это широкое понятие ох­ватывает состояние здоровья и физическую силу, образование и профессиональные навыки людей.

Величина труда как экономического фактора чаще всего изме­ряется количеством людей в трудоспособном возрасте и продол­жительностью рабочего времени. Показателем качества трудовых ресурсов служат профессиональные знания и навыки, которые люди постоянно совершенствуют. Можно также определить уровень их способностей и степень заинтересованности в работе (мотивации). Способность заниматься экономической деятельностью, связан­ной с определенным риском, получила в экономической науке специальное название — предпринимательство — и нередко рас­сматривается в качестве самостоятельного фактора производства. Туризм является одним из наиболее трудоемких секторов ми­рового хозяйства.

Производительность и соответственно рыночная стоимость труда (заработная плата) в значительной степени определяются инвес­тициями в человеческий капитал. Наиболее очевидным и, вероят­но, самым важным направлением такого рода вложений является образование.

Подготовка кадров для сферы туризма осуществляется в соот­ветствии с образовательными стандартами, в основу которых по­ложены перечень туристских профессий и квалификационные тре­бования (профессиональные стандарты) к должностям работни­ков туристской индустрии.

Важнейшим этапом работы над профессиональными стандар­тами стали экспертные опросы руководителей туристских фирм, гостиниц и органов управления туризмом. Они позволили узнать мнения практиков и учесть их пожелания при составлении доку­мента, обеспечив тем самым связь образования с туристской ин­дустрией.

1.3.3. Капитальные ресурсы.

Первичные факторы производства — труд и земля — вступают в определенные отношения между со­бой, порождая капитальные (инвестиционные) ресурсы, или ка­питал. Он с самого начала является производным фактором. К нему относятся средства труда, созданные человеком для производства с их помощью других товаров и услуг. Капитал служит длительное время, сохраняя материально-вещественную форму в процессе эксплуатации. Стоимость капитала переносится на готовую про­дукцию или предоставляемые услуги постепенно, по частям в виде амортизации.

Структура капитала яв­ляется важным показателем технической вооруженности труда и эффективности инвестиционной деятельности. Она зависит от ряда факторов: особенностей отрасли, технологии и объема производ­ства услуг, форм организации производства, местоположения пред­приятия и др.

В наибольшей степени структура капитала определяется специ­фикой отрасли. Отели предоставляют во временное пользование жилье, поэтому в структуре капитальных ресурсов гостиничного хозяйства велик удельный вес зданий — более 70%. На долю мебе­ли приходится около 3—4%. Удельный вес других элементов капи­тала гостиниц (электрооборудования, транспортных средств, стирально-сушильного и холодильно-компрессорного оборудования, ковровых дорожек и пр.) незначителен, не более 1%.

Структура капитала туристских фирм отличается от отелей. Они обычно не являются владельцами помещений и офисов, в кото­рых работают. Как правило, часть инвестиционных ресурсов, от­носимых к зданиям, предоставляется им на условиях аренды. По­этому собственный капитал туристских фирм невелик в абсолют­ном выражении, а в его структуре преобладают вычислительная техника и инвентарь.