logo
Ралине

1.2. Сущность маркетинга в туризме.

Маркетинг – это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и туруслуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг – это более широкое понятие, чем деятельность по продаже и рекламе.

Маркетинг – целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы – от разработки турпродукта, его продвижения на рынке до продажи. Маркетинг представляет собой полный процесс движения турпродуктов и услуг от производителя к потребителю.

Маркетинг в турфирме – это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей определенных турпродуктов и услуг с целью удовлетворения нужд определенной группы людей, поставивших перед собой конкретную цель.

Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимых турпродуктов или услуг по необходимой цене.

Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку турпродукта, ценообразование, методы распространения турпродукта, стимулирование сбыта и продвижение на рынке.

Необходимость в проведении мероприятия по маркетингу определяется:

Маркетинг возникает и существует как ответная реакция турфирмы в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии относительной свободы выбора для покупателей.

Маркетинговая деятельность направлена:

1.На маркетинговый анализ и планирование с последующим выражением групп потенциальных покупателей;

2.Производство необходимых турпродуктов или предоставление соответствующих услуг для этих целевых групп.

3.Координацию деятельности турфирмы по достижению наиболее выгодной позиции на рынке.

4.На определение путей контроля по ведению бизнеса в соответствии с заранее установленными целями.

Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристикам туристического продукта в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами, а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.

Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик:

  1. Неспособность к хранению. Места в отеле или на самолете в случае отсутствия на них спроса в данный момент не могут быть складированы с целю их продажи в будущем. Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спроса на эти услуги в данном краткосрочном периоде.

  2. Неосязаемость услуг. Для оценки турпродукта нет мерных величин: невозможно иметь представление о качестве продукта до его покупки и потребления. В связи с этим особую значимость для потребителей при покупке имеет имидж фирмы на рынке, престижность ее товаров (услуг).

  3. Подверженность сезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма (диверсификация предложения).

  4. Значительная статичность, привязанность к определенному месту (турбазе, аэропорту, так как их невозможно перенести в другое место).

  5. Несовпадение во времени факта продажи туруслуги и ее потребления. Покупка товаров (услуг) туризма производится за недели или за месяцы до начала их потребления. В этом случае большую роль играет рекламная печатная продукция, предоставляющая наглядную информацию о покупаемом турпродукте и позволяющая создать ощущение выгод, которые могут быть извлечены из его потребления в будущем. Большое значение на стадии продажи турпродукта придается степени достоверности информации, а также надежности продукта (соответствию качества продукта его цене).

  6. Территориальная разобщенность потребителя и производителя на туристском рынке. Важны мероприятия по информированию и рекламе на более широком уровне.

  7. Покупатель преодолевает расстояния, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.