Тема № 4 Туристская рента
4.1.Экономическая сущность туристской ренты
4.2. Формы туристской ренты
4.3. Туристская рента в системе отношений собственности
4.1.Экономическая сущность туристской ренты
Использование какого-либо явления в интересах общества и человека предполагает знание природы этого явления. Социально-экономическая природа туристской ренты может быть раскрыта, если известны: 1) ее экономическая сущность; 2) формы ее образования и бытия; 3) ее социальное содержание.
Туристская рента представляет собой факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Иными словами, туристская рента - это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, центральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы.
В аграрном и добывающем секторах экономики образование ренты связано с правами владения и хозяйственного использования земли и ее недр. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода - земельная рента и ее разновидности, модификации - горная, нефтяная, газовая, водная и другие виды ренты.
В отличие от ресурсов земледелия и добывающих отраслей ресурсы в сфере туризма весьма многообразны и связаны не только с землей и ее недрами. К туристским ресурсам относятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристских организаций.
Полезность туристских ресурсов проявляется в их функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения профессиональных и духовных потребностей; она проявляется в комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целей путешественников и туристов:
1) досуг, рекреация, отдых;
2) посещение знакомых и родственников;
3) деловые и профессиональные цели;
4) лечение;
5) религия и паломничество;
6)прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.
Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы:
курортологические-факторы;
общеоздоровительные и рекреационные факторы;
духовно-культурологические факторы.
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные, экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека.
В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т. е. все потенциальные факторы производства в процессе их купли-продажи на рынке получают свою цену. Например, внешним выражением рыночной оценки рабочей силы выступает заработная плата; капитала - процент; туристские ресурсы в их рыночной оценке принимают форму ренты, коренное отличие которой от других факторных доходов - заработной платы и процента - состоит в том, что по своему материальному экономическому содержанию она представляет собой добавочную прибыль, или сверхприбыль. При этом следует исходить из того, что предприниматели (предприятия, фирмы, организации, т. е. всякий хозяйствующий субъект) получают общественно нормальную, среднюю прибыль - результат нормальной эффективности их хозяйственной деятельности.
Имеются ли в сфере туризма условия для образования дополнительных заработков которые являются материальной основы туристской ренты? Для образования дополнительных заработков необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта. Экономико-технологическая модель туризма включает в себя четыре основных сегмента:
производство туристских услуг;
производство туристского продукта;
реализация туристского продукта;
потребление туристского продукта.
Туристская услуга - это целесообразная производственная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей туристов. Предприятие или фирма - это всякий самостоятельно хозяйствующий субъект, который, во-первых, организуется в соответствии с действующим законодательством страны и потому является юридическим лицом, во-вторых, занимается производством и реализацией товаров и услуг, т. е. предпринимательской деятельностью, и, в-третьих, функционирует на принципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затраты и результаты своей деятельности в целях максимизации коммерческого успеха. Туристская услуга является изначальным понятием экономико-технологической модели туризма, а туристское предприятие - наименьшей юридической единицей, которая создает и реализует эти услуги.
Формирование целостного туристского продукта становится особой функцией туроператоров, которые готовят этот продукт для реализации в скомплектованном и законченном виде. Важную роль в процессе реализации турпродукта выполняют туристские агенты, доводящие до потребителей информацию о туре и реализующие его. Процесс потребления туристских услуг происходит в туристском центре - непосредственно в местах их производства. Та часть туристских услуг, в которой происходит их производство и потребление, обычно именуется индустрией туризма.
Таким образом, туризм в экономическом (рыночном) аспекте - это прежде всего рынок индивидуальных и коллективных услуг, пакет которых формирует туроператор. А потребление туристского продукта как бы завершает воспроизводственный цикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристские ресурсы как факторы производства тура - комплекса услуг в данной сфере.
В условиях рыночных форм хозяйствования и сами ресурсы, и результат их использования получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услуги приобретают все качества товара: потребительную стоимость.
По своему характеру туристские ресурсы количественно ограниченны, лимитированы и, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар. Качественно эти ресурсы различны, дифференцнрованны. Некоторые из них по своему качеству (потребительной стоимости) уникальны, раритетны, единственны в своем роде не только в Молдове, но и в мире. Количественная ограниченность и качественная дифференцированность туристских ресурсов в условиях рыночных форм хозяйствования неизбежно порождают различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности туристских организаций. Внешним выражением различий в затратах выступают издержки этих организаций (себестоимость туристских услуг), которые дифференцируют в широких пределах. Внешним выражением различий в результатах хозяйственной деятельности туристских организаций выступают дифференциация производительности труда и индивидуальная стоимость (цена) туристских услуг. Между тем на рынке туристских услуг формируется рыночная цена, которая может быть ниже или выше индивидуальной цены, вследствие чего образуется разность между рыночной и индивидуальной ценами. Внешним выражением данной разности является добавочная прибыль, которая и образует материальную (стоимостную) основу туристской ренты. При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта.
Туристские расходы представляют собой стоимость товаров и услуг, использующихся непосредственно для удовлетворения посетителей и туристов. С точки зрения макроэкономических процессов, эти расходы есть не что иное, как конечное потребление в системе национальных счетов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы представляют собой затраты (издержки).
Классическими видами туристских затрат являются:
комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;
расходы по размещению;
затраты на питание и напитки;
транспортные расходы;
затраты на рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности и мероприятия;
расходы на посещение магазинов;
прочие расходы туристских организаций всех видов и форм.
Совершенно очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем туристского продукта, и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальных стоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек, т. е. отношения:
Доходы от туризма
X 100 %
Издержки по туризму
как раз и выражают эти различия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынке туристского продукта.
- Национальная ассоциация
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- 1.2. Понятие структуры управления туризмом.
- Тема № 2 Функции менеджмента в туризме
- 2.3. Организационная функция.
- 2.5. Функция контроля.
- Тема № 3. Методы менеджмента в туризме
- 3.4. Социально-психологические методы управления
- 3.5. Самоуправление
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- Понятие о стилях руководства
- Понятие о стилях руководства
- Тема № 5 Управление рисками в туристской фирме
- 5.2. Общие подходы к управлению риском
- 5.3.Финансовые риски
- 5.4.Стахование рисков
- Тема № 6 Реструктуризация турфирмы
- 6.2. Реструктуризация системы маркетинга
- 6.3. Финансовая реструктуризация
- Курс маркетинг в туризме
- Тема № 1 Особенности маркетинга в туризме
- 1.2. Сущность маркетинга в туризме.
- 1.3.Принципы маркетинга в туризме
- Тема № 2 Сегментация туристского рынка
- 2.2. Критерии сегментации туристского рынка
- 2.3. Определение целевых рынков. Рыночная ниша
- Тема №3. Конкурентная среда туристской фирмы
- 3.1. Конкуренция и туррынок
- 3.2.Виды конкуренции. Конкурентоспособность турпродукта
- Тема № 4. Организация и работа службы маркетинга в турфирме.
- 4.1. Понятие службы маркетинга в турфирме.
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4.3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Управляющий службой маркетинга в турфирме
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4. 3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Тема № 5 Товарная политика туристской фирмы
- 5.2. Регистрация товарного знака
- 5.3. Значение товарного знака для турфирмы. Требования к торговой марке.
- 5.4. Брэнд. Основные понятия
- Тема № 6 Продвижение туристской продукции
- 6.2. Публик рилейшнз
- 1. Презентации
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий
- 3. Спонсорство
- 4. Публичные выступления;
- 6.3. Использование рекламы в туристскую деятельности
- 6.4. Организация и введение рекламной компании
- 6.5. Каналы распространения турпродуктов
- Тема № 7 Политика сбыта турпродуктов в туристской фирме
- 7.2. Виды сбыта.
- 7.3. Стратегия сбыта
- Тема № 8. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношении
- 8.1.Планирование и разработка туристского продукта 8.2.Цена турпродукта и метод его формирования 8.3.Стратегии установления цены на туристский продукт.
- 8.1. Планирование и разработка туристского продукта
- 8.2. Цена турпродукта и метод его формирования
- 8.3. Стратегии установления цены на туристский продукт.
- Тема № 9. Маркетинговые исследования в туристской деятельности
- Курс Экономика Туризма
- Тема № 1. Экономические основы туристской деятельности
- 1.2. Экономическое содержание туризма
- 1.3. Эффективность туризма
- 1.4. Экономические показатели развития туризма
- 2.1. Функционирование туристского рынка
- 2.2. Туристский спрос и туристское предложение
- 2.3. Экономические закономерности туристского рынка
- 2.4. Организация финансовых отношений
- Тема № 3 Экономическая эффективность управления туризмом
- 3.7. Swot-анализ
- 3.1.Проблемы повышения доходности в туризме
- 3.2. Планирование прибыли турфирмы
- 3.3. Источники прибыли в туризме
- 3.4. Методы экономического анализа в туризме
- 3.5. Увеличение прибыли
- 3.7. Swot-анализ
- Тема № 4 Туристская рента
- 4.2. Формы туристской ренты
- 4.2.1. Монопольная туристская рента
- 4.2.2. Дифференциальная туристская рента
- 4.2.3. Абсолютная туристская рента
- 4.3. Туристская рента в системе отношений собственности
- Курс Туроперейтинг
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- Тема № 1 Основы туроперейтига
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- Тема № 2. Организаций туристского обслуживания
- 2.2.Туристское агентство
- 2.3. Должность – как основной элемент деятельности турфирмы.
- 2.4.Функциональные обязанности персонала туристической фирмы.
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- 3.2. Особенности заключения договоров с поставщиками услуг.
- 3.2.1.Сотрудничество с гостиничным предприятием
- 3.2.2. Сотрудничество с предприятием питания
- 3.2.3. Сотрудничество с автотранспортным предприятием
- 3.2.4. Сотрудничество с авиакомпанией
- 3.2.5. Сотрудничество с железной дорогой
- 3.3. Договор туристического обслуживания
- Курс: Юридическое регламентирование в туризме
- Тема № 1 Законодательство в туризме
- 1. Правовое урегулирование в туризме
- 2. Задачи Министерства культуры и туризма
- 3. Функции Министерства культуры и туризма
- 4. Использование туристского ваучера
- 5. Туристическая и турагентская деятельность. Права и обязанности
- 6. Лицензирование туристической деятельности
- 7. Приостановление и отзыв туристской лицензии на базе закона об организации и осуществлении туристической деятельности
- 8. Структуры по приему туристов
- 9. Права и обязанности туристов
- 10. Страхование на период туристической поездки
- 11. Защита и безопасность туристов
- 12. Создание и функционирование национальных туристических зон
- 13. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров
- Тема №2 Лицензирование туристской деятельности
- 1. Регламентирование лицензионной деятельности
- 2. Полномочия лицензионной палаты
- 3. Содержание туристской лицензии
- 4. Документы, необходимые для получения лицензии
- 5. Решение о выдаче лицензии или об отклонении декларации для получения лицензии
- 6. Выдача лицензии
- 7. Переоформление лицензии
- 8. Выдача дубликата лицензии
- 9. Контроль в сфере лицензирования
- 10. Приостановление и возобновление действия лицензии
- 11. Аннулирование лицензии
- Тема № 3. Защита прав потребителей в туристской индустрии
- 1. Регламентирование действии связанных с защитой прав потребителей
- 2. Основные права потребителей
- 3. Обязанности исполнителя
- 4. Заключение договоров
- 5. Возмещение ущерба
- 6. Информирование потребителей
- 7. Ответственность исполнителя за нарушение установленных сроков
- 8. Ответственность за нарушение требований настоящего закона
- Тема № 4. Особенности трудовых отношений в туристической отрасли
- 2. Права и обязанности работника
- 3. Права и обязанности работодателя
- 4. Индивидуальный трудовой договор
- 4.1.1. Срок индивидуального трудового договора
- 4.1.2. Заключение и исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.3. Предварительная проверка
- 4.1.4. Исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.5. Изменение индивидуального трудового договора
- 4.1.6. Приостановление действия индивидуального трудового договора
- 4.1.7. Технический простой
- 4.1.8. Прекращение индивидуального трудового договора
- 4.1.9. Восстановление на работе
- 5. Рабочее время и время отдыха
- 6. Ежегодные отпуска
- 7. Оплата труда
- 8. Дисциплина труда
- 9. Материальная ответственность
- Тема № 5. Миграционная деятельность в Республике Молдова
- 1. Регламентирование миграционной деятельности
- 2. Функциональные обязанности органов центральной публичной власти связанные с миграцией
- 3. Эмиграция и иммиграция
- 4. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5. Выдворение и экстрадиция
- Тема № 6. Вывоз и ввоз имущества в Республику Молдова физическими лицами
- 1. Регламентирование деятельности по вывозу и ввозу имущества
- 2. Ввоз и вывоз валюты в или из Республики Молдова
- 3. Ввоз и вывоз имущества на или с территории Республики Молдова
- 3.3. Временный ввоз (вывоз) имущества
- 4. Ввоз и вывоз предметов и бижутерии из драгоценных металлов и камней
- Перечень товаров, разовый ввоз которых на территорию Республики Молдова физическими лицами осуществляется без уплаты таможенных платежей
- Тема: № 7 Туристский ваучер
- 1. Применение туристского ваучера
- 2. Отчетность
- 3. Заполнение Туристского ваучера
- Курс Страхование в туризме
- 2. Виды страхования в туризме
- 3. Личное страхование туристов
- 4. Имущественное страхование туристов
- 5. Выбор страховой компании
- 7. Особенности страхования в туризме
- Курс География туризма Молдовы
- Тема № 1. Историко-географическое положение Молдовы
- 2. Характеристика географического положения Молдовы
- 1.3. Историческая характеристика страны.
- 3.1. Кишинэу - туристический центр страны
- 3.2. Монастыри в Кодрах.
- 3.3. Винные туристические маршруты.
- 3.4. Аргументы Молдовы как туристическое направление
- 1. Благоприятное географическое расположение
- 2. Молдавский народ – гостеприимный народ
- 3. Живописная и нетронутая природа
- 4. Особенности национальной кухни
- 5. Винный путь – хорошая возможность открыть для себя знаменитые молдавские вина
- 6. Разнообразие народного искусства
- 7. Многовековые традиции
- 8. Богатая история
- 9. Исторические и археологические памятники
- 10. Скальные монастыри
- 11. Кишинев – город на семи холмах
- 12. Одна из самых больших пещер на земле
- 13. Музейный комплекс Старый Орхей
- 14. Самый Старый заповедник Молдовы
- 15. Днестр – река двух народов
- 3.5. Туристические маршруты Молдовы
- Центральный регион
- Северо-Центральный регион
- Северо-западный регион
- Северный регион
- Западный регион
- Южный регион
- Восточный регион
- Тема № 4. Туристические зоны Республике Молдова
- 4.1. Распределение Молдовы на туристические зоны
- 4.2. Туристские достопримичательности Центральной Молдовы
- 4.3. Туристические ресурсы севера республики. Припрутские толтры.
- Курс Международный туризм
- Тема № 1. Организация международного туризма
- 1.2. Виды международного туризма
- 1.3. Факторы производства туристского продукта
- Тема № 2. Транснациональные компании на рынке международного туризма
- 2.1. Сущность тнк и формы ее существования.
- 2.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса.
- 2.3. Влияние туристских тнк на национальную экономику
- Курс Сельский туризм
- Тема № 1. Сельский туризм – новое направление в туристском бизнесе
- 2. Концепция сельского туризма и его роль в современном мире
- 3.Европейский опыт развития сельского туризма
- Тема № 2. Развитие сельского туризма в Молдове
- 2.2. Общая характеристика сельского туризма в Молдове
- 2.3. Развитие сельско-туристической отрасли
- 2.4. Воздействие туризма на экологию
- Тема № 3. Сельский туризм и местная экономика
- 3.4. Местные фермеры как поставщики услуг в сельском туризме
- 3.5. Потребители услуг сельского туризма