logo search
ГАЭ вопросы и ответы

23. Определение общей и моторной плотности урока (задачи, факторы, влияющие на моторную плотность урока.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность урока.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока и определяется по формуле: общая плотность =(tо : ty) х 100 %,

где tо – педагогически оправданное время, кроме простоя

ty – продолжительность всего урока.

Общая плотность должна равняться 100 %.

Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности и вычисляется по формуле: моторная плотность = (tр : ty) х 100 %,

где tр – время выполнения физических упражнений,

ty – продолжительность всего урока.

Прежде чем сделать вывод- хорошая или плохая моторная плотность урока, необходимо знать какая задача решалась на уроке. Если научить технике…, то 50 % считается как хороший показатель, а если совершенствовать технику…, то 50% считается как неважный показатель, а хорошим принято считать 70-80 %.

Зависимость моторной плотности.

  1. От возраста, пола, физической степени подготовленности занимающихся.

  2. От материально-технической базы школы.

  3. От количества учащихся в классе.

  4. От подготовки преподавателя к уроку.

  5. От задачи, решаемой на уроке.

  6. От типа урока.

  7. От способа организации учащихся на уроке.

На уроке физической культуры встречаются следующие виды деятельности:

1. Объяснение, слушание, осмысливание.

2. Выполнение физических упражнений.

3. Вспомогательные действия (построение, перестроение, сбор и раздача спортинвентаря).

4. Ожидание очереди, активный отдых.

5. Простой.

С целью оценки расхода времени и одновременного определения общей и двигательной плотности урока наблюдают и хронометрируют деятельность занимающихся. В качестве субъекта наблюдения выбирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Обработка данных хронометрирования производится после окончания урока.

После получения данных общей и двигательной плотности урока необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроками задачами, особенностями занимающихся и условий проведения урока. Оценку следует сопроводить своими рекомендациями по средствам и путям повышения общей и двигательной плотности данного урока.