4.3. Туристская рента в системе отношений собственности
Всякая рента, в том числе и туристская, есть форма реализации права собственности на тот фактор, на те ресурсы, использование которых порождает ренту, традиционно именуемую соответствующим факторным доходом - доходом от земли, недр, воды, туристских ресурсов. В то же время следует помнить и о другой стороне проблемы: всякая прибыль, всякий факторный доход, строго говоря, лишь тогда становится рентой, когда он поступает в распоряжение собственника ресурса. Соответственно туристская рента есть форма реализации права собственности на туристские ресурсы.
Собственность как система социально-экономических отношений присвоения включает четыре аспекта:
объект присвоения, т. е. что именно присваивает собственник;
субъект присвоения, т. е. кто конкретно присваивает данное благо или услугу;
форму присвоения, т. е. как присваивается данное благо или услуга, в какой форме - индивидуально или коллективно;
характер отношений присвоения между субъектами присвоения благ и услуг.
Первый аспект этой системы характеризует материально-вещественное содержание собственности, второй - персонального, конкретного носителя присвоения, третий анализирует форму бытия и существования отношений присвоения, четвертый аспект - социально-экономическое содержание отношений присвоения.
Применительно к проблеме туристской ренты эти четыре подсистемы отношений присвоения могут быть охарактеризованы следующим образом. Объектом присвоения в сфере туризма являются туристские ресурсы и соответственно результаты хозяйственной деятельности туристских предприятий, в частности, туристская рента. При этом тот, кто владеет ресурсами, владеет и результатами хозяйственной деятельности. Субъектами присвоения туристских ресурсов и соответственно ренты выступают туристские предприятия и государственные органы власти. Молдавским законодательством признаны в экономическом аспекте три основные формы присвоения: индивидуальная, коллективная и государственная, в юридическом аспекте признаны две основных формы - частная и государственная. Последняя, в свою очередь, может быть, республиканской, местной и муниципальной. Из этого следует: передавая туристские ресурсы в частную собственность, центральные и местные органы власти тем самым лишают себя права взимать туристскую ренту - факторный доход от туристских ресурсов. Решаясь на такой шаг, общество должно заранее просчитывать будущие последствия этой меры.
Одним из самых сложных вопросов в системе отношений собственности является четвертый аспект - вопрос о характере социально-экономических отношений между людьми по поводу присвоения благ и услуг. При этом владение предполагает, что сам собственник или его представитель имеет возможность исключительного контроля над ресурсами, благами, услугами. Пользование - это функция владения, при которой имеет место фактическое применение ресурса, блага, услуги. Распоряжение - это функция пользования, при которой принимаются решения по поводу функционирования объекта присвоения. В целом собственность имеет все права полного присвоения, а составляющие триады - владение, пользование и распоряжение - есть формы неполного присвоения. Собственником уникального музея-усадьбы на правах полного присвоения может быть государство (например, его местный орган власти), а вся триада неполного присвоения может быть передана туристской организации на правах аренды.
Вопрос о содержании отношений собственности столь важен, что в современной экономической науке возникло целое направление - экономическая теория прав собственности. Современная экономическая теория прав собственности включает в себя 11 основных элементов:
1) право владения, т. е. право исключительного для других физического контроля над благами, ресурсами;
право пользования в собственных интересах, т. е. право применения полезных свойств благ и услуг для себя;
право управления, т.е. право решать, кто, как и в каком порядке будет обеспечивать использование благ и услуг;
право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ и услуг;
право суверена, хозяина на капитальную стоимость блага, услуги, т. е, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага, услуги;
право на безопасность, т. е. право на защиту (иммунитет) от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
право на передачу благ, ресурсов в наследство;
право на бессрочность обладания благом;
запрет на использование благ и услуг способом, на носящим вред внешней среде или другим участникам права;
право на ответственность взыскания по долгам, т. е. возможность взыскания блага или услуги для уплаты долга, возможность вещи быть отобранной для уплаты;
право на остаточный характер, т. е. право на автоматическое возвращение вещи прежнему владельцу по истечении определенного времени, право на осуществление процедур и существование институтов, которые обеспечивают восстановление нарушенных полномочий.
Разумеется, перечисленные 11 основных элементов прав собственности не исчерпывают всех видов и форм выражения отношений присвоения, которые могут иметь место в реальной жизни. Однако перечисленные выше основные элементы прав собственности помогают выработать поведенческие отношения между предприятиями в сфере туризма и органами власти. Эти правила "игры" должны быть такими, чтобы и органы власти, и сами туристские организации были максимально заинтересованы в высокой эффективности использования туристских ресурсов.
В реальной жизни применение основных прав собственности может испытывать влияние двух крайностей. Первая крайность состоит в том, что всеми правами, состоящим из всех 11 "веточек", владеет туристская организация (фирма, предприятие) и только она. Это означает, что все туристские ресурсы используются только в форме правового режима частной собственности. Туризм в данном случае приобретает исключительно коммерческую направленность в пользу субъектов частной собственности на туристские ресурсы. Общество и прежде всего государственные органы власти в этом варианте сознательно лишают себя права взимать туристскую ренту, ибо последняя и есть форма реализации права собственника на туристские ресурсы. Часть туристской ренты государством может быть изъята у туристских организаций лишь в форме прямого налога, каковой имеет место в любом обществе. Возможность развития социальной направленности туризма в этом случае ничтожна, ибо в сфере туризма устанавливаются сугубо рыночные, меркантильные правила игры, которым чужды интересы человека без кошелька.
Другая крайность состоит в том, что всеми правами состоящим из всех 11 "веточек", владеет государство в лице его, республиканских и местных органов власти. Это означает, что все туристские ресурсы используются только в форме правового режима государственной собственности. В таком случае туристские организации (предприятия, фирмы, агентства) оказываются не заинтересованными в экономических результатах своей деятельности, в максимизации коммерческого успеха в процессе производства и реализации турпродукта, хотя социальная направленность туризма может стать реальностью.
Утверждая принцип обязательного разделения прав собственности между органами власти и туристскими организациями, необходимо избежать еще одной возможной ошибки. Имеется в виду спецификация прав собственности на туристские ресурсы, смысл которой состоит прежде всего в том, что к туристским ресурсам исключается свободный доступ. В противном случае ресурсы ничьи, они не принадлежат никому: ни данному конкретному предприятию, ни данному конкретному органу власти. Исключающий характер отношений собственности генетически предопределяется тем, что все ресурсы, в том числе и туристские, имеют лимитированный характер, а также тем, что нет места бесхозяйственности и бесконтрольности. Смысл спецификации прав собственности на туристские ресурсы состоит также в том, что между органами власти и туристскими организациями должны быть поделены все 11 элементов прав. Это обеспечит правовой порядок в экономических связях участников рассматриваемых отношений. Основными критериями для разделения прав должны быть два " правила:
1) данный элемент права надо отдать тому субъекту дележа, кто может извлечь из него наибольшую пользу;
2) нельзя один и тот же элемент на равных правах отдавать одному и одновременно другому субъекту присвоения туристских ресурсов, что может создать правовой беспредел и тупиковость в вопросах присвоения.
С учетом сказанного выше прав собственности между органами власти (республиканскими и местные), с одной стороны, и туристскими организациями, с другой стороны, может быть поделен следующим образом.
Органы государственной власти получают:
Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение ресурса.
Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации ресурса и от вреда со стороны внешней среды.
Право на передачу ресурсов в наследство.
Право на бессрочность обладания ресурсами.
Запрет на использование ресурсов способом, наносящим вред другим или внешней среде.
Право на ответственность взыскания по долгам.
Право на остаточный характер, т. е. автоматическое возвращение вещи, ресурса прежнему владельцу.
Туристские организации получают:
Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над ресурсами.
Право использования, т. е. право применения полезных свойств ресурсов для себя.
3. Право управления, т. е. право решать, кто, как и в каком порядке будет обеспечивать использование ресурсов.
4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ, ресурсов.
Следует подчеркнуть, что перечисленные 11 элементов прав собственности не исчерпывают всего многообразия отношений и что реальная жизнь богаче, сложнее и более противоречива. Важно другое: использование туристских ресурсов и соответственно присвоение туристской ренты затрагивают комплекс интересов присвоения и прав собственности как самих туристских организаций, так и органов власти - республиканских и местных. Другими словами, современное общество и его выразители - органы власти - должны провести учет и анализ состояния туристских ресурсов, дать им своеобразную кадастровую оценку. В этом состоит исторический долг современного общества перед будущими поколениями людей. Точный и научно обоснованный учет туристских ресурсов позволит четко определить отношения всех заинтересованных субъектов.
Взаимоотношения между органами власти и туристскими организациями по поводу прав собственности на туристские ресурсы можно представить следующим образом: органы власти - республиканские и местные - получают право полного отчуждения, туристские организации получают права неполного отчуждения. На основе кадастровых оценок органы государственной власти закрепляют туристские ресурсы за тем или иным органом власти - республиканской и местной - на правах полного собственника. Затем эти органы власти вступают с туристскими организациями в договорные правовые и экономические отношения, которые могут иметь характер аренды. В договорах (контрактах) между соответствующими органами власти и туристскими организациями четко определяются и распределяются элементы прав собственности на данный туристский ресурс, объект. Указанное выше разделение прав собственности могло бы стать основой этих договорных взаимоотношений.
Четкое разделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органами власти и туристскими организациями позволит реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социальную ориентированность. Более того, вся сфера туризма приобретет социальную направленность, если органы власти будут выражать интересы народа, широких слоев общества. В то же время разделение прав собственности между участниками договорных отношений не исключает и коммерческой заинтересованности туристских организаций. Туристская рента теперь становится объектом присвоения двух основных субъектов присвоения туристских ресурсов: органов государственной власти и туристских организаций. В свою очередь, государственные органы власти должны четко разделить права собственности на туристские ресурсы между основными представителями этой власти – центральными органами, и местными органами. И тогда туристская рента в каждом конкретном случае окажется или объектом присвоения только двух субъектов - местных органов власти и туристских организаций, или объектом присвоения трех субъектов – республиканских органов власти, местных органов власти и самих туристских организаций. Этот дуализм или триада субъектов прав собственности объективно предопределяется тем обстоятельством, что в первом случае туристские ресурсы находятся в собственности местных органов власти и туристских организаций, во втором - в собственности республиканских органов власти и туристских организаций, однако и в этом случае местные органы власти должны располагать рядом прав и обязанностей по использованию туристских ресурсов национального значения.
- Национальная ассоциация
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- 1.2. Понятие структуры управления туризмом.
- Тема № 2 Функции менеджмента в туризме
- 2.3. Организационная функция.
- 2.5. Функция контроля.
- Тема № 3. Методы менеджмента в туризме
- 3.4. Социально-психологические методы управления
- 3.5. Самоуправление
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- Понятие о стилях руководства
- Понятие о стилях руководства
- Тема № 5 Управление рисками в туристской фирме
- 5.2. Общие подходы к управлению риском
- 5.3.Финансовые риски
- 5.4.Стахование рисков
- Тема № 6 Реструктуризация турфирмы
- 6.2. Реструктуризация системы маркетинга
- 6.3. Финансовая реструктуризация
- Курс маркетинг в туризме
- Тема № 1 Особенности маркетинга в туризме
- 1.2. Сущность маркетинга в туризме.
- 1.3.Принципы маркетинга в туризме
- Тема № 2 Сегментация туристского рынка
- 2.2. Критерии сегментации туристского рынка
- 2.3. Определение целевых рынков. Рыночная ниша
- Тема №3. Конкурентная среда туристской фирмы
- 3.1. Конкуренция и туррынок
- 3.2.Виды конкуренции. Конкурентоспособность турпродукта
- Тема № 4. Организация и работа службы маркетинга в турфирме.
- 4.1. Понятие службы маркетинга в турфирме.
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4.3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Управляющий службой маркетинга в турфирме
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4. 3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Тема № 5 Товарная политика туристской фирмы
- 5.2. Регистрация товарного знака
- 5.3. Значение товарного знака для турфирмы. Требования к торговой марке.
- 5.4. Брэнд. Основные понятия
- Тема № 6 Продвижение туристской продукции
- 6.2. Публик рилейшнз
- 1. Презентации
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий
- 3. Спонсорство
- 4. Публичные выступления;
- 6.3. Использование рекламы в туристскую деятельности
- 6.4. Организация и введение рекламной компании
- 6.5. Каналы распространения турпродуктов
- Тема № 7 Политика сбыта турпродуктов в туристской фирме
- 7.2. Виды сбыта.
- 7.3. Стратегия сбыта
- Тема № 8. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношении
- 8.1.Планирование и разработка туристского продукта 8.2.Цена турпродукта и метод его формирования 8.3.Стратегии установления цены на туристский продукт.
- 8.1. Планирование и разработка туристского продукта
- 8.2. Цена турпродукта и метод его формирования
- 8.3. Стратегии установления цены на туристский продукт.
- Тема № 9. Маркетинговые исследования в туристской деятельности
- Курс Экономика Туризма
- Тема № 1. Экономические основы туристской деятельности
- 1.2. Экономическое содержание туризма
- 1.3. Эффективность туризма
- 1.4. Экономические показатели развития туризма
- 2.1. Функционирование туристского рынка
- 2.2. Туристский спрос и туристское предложение
- 2.3. Экономические закономерности туристского рынка
- 2.4. Организация финансовых отношений
- Тема № 3 Экономическая эффективность управления туризмом
- 3.7. Swot-анализ
- 3.1.Проблемы повышения доходности в туризме
- 3.2. Планирование прибыли турфирмы
- 3.3. Источники прибыли в туризме
- 3.4. Методы экономического анализа в туризме
- 3.5. Увеличение прибыли
- 3.7. Swot-анализ
- Тема № 4 Туристская рента
- 4.2. Формы туристской ренты
- 4.2.1. Монопольная туристская рента
- 4.2.2. Дифференциальная туристская рента
- 4.2.3. Абсолютная туристская рента
- 4.3. Туристская рента в системе отношений собственности
- Курс Туроперейтинг
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- Тема № 1 Основы туроперейтига
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- Тема № 2. Организаций туристского обслуживания
- 2.2.Туристское агентство
- 2.3. Должность – как основной элемент деятельности турфирмы.
- 2.4.Функциональные обязанности персонала туристической фирмы.
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- 3.2. Особенности заключения договоров с поставщиками услуг.
- 3.2.1.Сотрудничество с гостиничным предприятием
- 3.2.2. Сотрудничество с предприятием питания
- 3.2.3. Сотрудничество с автотранспортным предприятием
- 3.2.4. Сотрудничество с авиакомпанией
- 3.2.5. Сотрудничество с железной дорогой
- 3.3. Договор туристического обслуживания
- Курс: Юридическое регламентирование в туризме
- Тема № 1 Законодательство в туризме
- 1. Правовое урегулирование в туризме
- 2. Задачи Министерства культуры и туризма
- 3. Функции Министерства культуры и туризма
- 4. Использование туристского ваучера
- 5. Туристическая и турагентская деятельность. Права и обязанности
- 6. Лицензирование туристической деятельности
- 7. Приостановление и отзыв туристской лицензии на базе закона об организации и осуществлении туристической деятельности
- 8. Структуры по приему туристов
- 9. Права и обязанности туристов
- 10. Страхование на период туристической поездки
- 11. Защита и безопасность туристов
- 12. Создание и функционирование национальных туристических зон
- 13. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров
- Тема №2 Лицензирование туристской деятельности
- 1. Регламентирование лицензионной деятельности
- 2. Полномочия лицензионной палаты
- 3. Содержание туристской лицензии
- 4. Документы, необходимые для получения лицензии
- 5. Решение о выдаче лицензии или об отклонении декларации для получения лицензии
- 6. Выдача лицензии
- 7. Переоформление лицензии
- 8. Выдача дубликата лицензии
- 9. Контроль в сфере лицензирования
- 10. Приостановление и возобновление действия лицензии
- 11. Аннулирование лицензии
- Тема № 3. Защита прав потребителей в туристской индустрии
- 1. Регламентирование действии связанных с защитой прав потребителей
- 2. Основные права потребителей
- 3. Обязанности исполнителя
- 4. Заключение договоров
- 5. Возмещение ущерба
- 6. Информирование потребителей
- 7. Ответственность исполнителя за нарушение установленных сроков
- 8. Ответственность за нарушение требований настоящего закона
- Тема № 4. Особенности трудовых отношений в туристической отрасли
- 2. Права и обязанности работника
- 3. Права и обязанности работодателя
- 4. Индивидуальный трудовой договор
- 4.1.1. Срок индивидуального трудового договора
- 4.1.2. Заключение и исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.3. Предварительная проверка
- 4.1.4. Исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.5. Изменение индивидуального трудового договора
- 4.1.6. Приостановление действия индивидуального трудового договора
- 4.1.7. Технический простой
- 4.1.8. Прекращение индивидуального трудового договора
- 4.1.9. Восстановление на работе
- 5. Рабочее время и время отдыха
- 6. Ежегодные отпуска
- 7. Оплата труда
- 8. Дисциплина труда
- 9. Материальная ответственность
- Тема № 5. Миграционная деятельность в Республике Молдова
- 1. Регламентирование миграционной деятельности
- 2. Функциональные обязанности органов центральной публичной власти связанные с миграцией
- 3. Эмиграция и иммиграция
- 4. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5. Выдворение и экстрадиция
- Тема № 6. Вывоз и ввоз имущества в Республику Молдова физическими лицами
- 1. Регламентирование деятельности по вывозу и ввозу имущества
- 2. Ввоз и вывоз валюты в или из Республики Молдова
- 3. Ввоз и вывоз имущества на или с территории Республики Молдова
- 3.3. Временный ввоз (вывоз) имущества
- 4. Ввоз и вывоз предметов и бижутерии из драгоценных металлов и камней
- Перечень товаров, разовый ввоз которых на территорию Республики Молдова физическими лицами осуществляется без уплаты таможенных платежей
- Тема: № 7 Туристский ваучер
- 1. Применение туристского ваучера
- 2. Отчетность
- 3. Заполнение Туристского ваучера
- Курс Страхование в туризме
- 2. Виды страхования в туризме
- 3. Личное страхование туристов
- 4. Имущественное страхование туристов
- 5. Выбор страховой компании
- 7. Особенности страхования в туризме
- Курс География туризма Молдовы
- Тема № 1. Историко-географическое положение Молдовы
- 2. Характеристика географического положения Молдовы
- 1.3. Историческая характеристика страны.
- 3.1. Кишинэу - туристический центр страны
- 3.2. Монастыри в Кодрах.
- 3.3. Винные туристические маршруты.
- 3.4. Аргументы Молдовы как туристическое направление
- 1. Благоприятное географическое расположение
- 2. Молдавский народ – гостеприимный народ
- 3. Живописная и нетронутая природа
- 4. Особенности национальной кухни
- 5. Винный путь – хорошая возможность открыть для себя знаменитые молдавские вина
- 6. Разнообразие народного искусства
- 7. Многовековые традиции
- 8. Богатая история
- 9. Исторические и археологические памятники
- 10. Скальные монастыри
- 11. Кишинев – город на семи холмах
- 12. Одна из самых больших пещер на земле
- 13. Музейный комплекс Старый Орхей
- 14. Самый Старый заповедник Молдовы
- 15. Днестр – река двух народов
- 3.5. Туристические маршруты Молдовы
- Центральный регион
- Северо-Центральный регион
- Северо-западный регион
- Северный регион
- Западный регион
- Южный регион
- Восточный регион
- Тема № 4. Туристические зоны Республике Молдова
- 4.1. Распределение Молдовы на туристические зоны
- 4.2. Туристские достопримичательности Центральной Молдовы
- 4.3. Туристические ресурсы севера республики. Припрутские толтры.
- Курс Международный туризм
- Тема № 1. Организация международного туризма
- 1.2. Виды международного туризма
- 1.3. Факторы производства туристского продукта
- Тема № 2. Транснациональные компании на рынке международного туризма
- 2.1. Сущность тнк и формы ее существования.
- 2.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса.
- 2.3. Влияние туристских тнк на национальную экономику
- Курс Сельский туризм
- Тема № 1. Сельский туризм – новое направление в туристском бизнесе
- 2. Концепция сельского туризма и его роль в современном мире
- 3.Европейский опыт развития сельского туризма
- Тема № 2. Развитие сельского туризма в Молдове
- 2.2. Общая характеристика сельского туризма в Молдове
- 2.3. Развитие сельско-туристической отрасли
- 2.4. Воздействие туризма на экологию
- Тема № 3. Сельский туризм и местная экономика
- 3.4. Местные фермеры как поставщики услуг в сельском туризме
- 3.5. Потребители услуг сельского туризма