logo search
Ралине

3.4. Социально-психологические методы управления

Установлено, что результаты труда во многом зависят от це­лого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические ис­следования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессио­нальных знаний, то на 85% — от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен свой психологический климат.

Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может уве­личиться примерно в 1,5 раза или в же несколько раз умень­шиться.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как пока­зывает практика, формирование нормального морально-психоло­гического климата, воспитание чувства товарищеской взаимо­помощи и коллективизма более активно происходит в здоровом коллективе.

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив, необходимо не только знать мораль­ные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, ко­торые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, проте­кающие в них. Они основаны на использовании моральных сти­мулов к труду, воздействуют на личность с помощью психоло­гических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личност­ный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического кли­мата, благодаря чему в значительной мере будут решаться вос­питательные, организационные и экономические задачи. Дру­гими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффек­тивности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целе­направленно воздействовать на коллектив, создавать благопри­ятные условия для труда и в конечном счете сформировать кол­лектив с едиными целями и задачами.

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.

Необходимость использования в практике управления турфирмой социально-психологических методов руководства оче­видна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные уп­равленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знания­ми в области социальной психологии. Социально-психологи­ческие методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнооб­разные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно при­меняет он различные формы социально-психологического воз­действия, которые в конечном счете сформируют здоровые меж­личностные отношения.