logo search
ГАЭ вопросы и ответы

30. Технология воспитательной деятельности учителя физической культуры (средства, методы).

Успех проведения урока зависит от основательной подготовки, обеспечивающей целенаправленную деятельность педагога и занимающихся, благоприятную рабочую атмосферу и дисциплину. Для этого необходимо прежде всего учесть исходный уровень подготовленности занимающихся, определить, какие знания, умения, навыки и качества потребуются в работе над новым материалом и имеются ли они в наличии. Если исходный уровень подготовленности не соответствует требованиям, преподаватель должен предусмотреть его повышение или же начать обучение с более простого материала.

Определение задач является решающим для подготовки занятия. Сначала определяются главные образовательные, воспитательные и гигиенические задачи, а исходя из них – частные и дополнительные. Правильно сформулированные задачи способствуют убеждению занимающихся к важности изучаемого, возникновению или повышению интереса к нему, преодолению трудностей.

Предметное содержание урока определяется педагогом в соответствии с намеченными задачами. На этой же основе подбираются необходимые методы обучения, воспитания и организации учебной деятельности занимающихся.

После выяснения всех сторон содержания урока приступают к разработке его структуры, т.е. к определению последовательности, внутренних связей и согласованности между намеченными физическими упражнениями. Главным является обеспечение полноценной связи между действиями педагога и занимающихся, причем каждое очередное их действие должно создать благоприятные предпосылки к последующим.

Содержание и структура конкретного урока разрабатываются на основе плана учебно-воспитательной работы, с учетом степени его выполнения, конкретного состояния занимающихся и условий проведения очередного занятия.

Важное место в подготовке к проведению очередного урока занимает речевая и двигательная подготовка самого педагога, поскольку от нее во многом зависит успешное руководство работой занимающихся. Важно заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися, продумать изложение требований, заданий, правил, определить содержание и форму ведения предполагаемой беседы, рассказа, игры, спортивного события и т.п.

Немаловажное значение имеет безукоризненный внешний облик педагога.

Подготовка помощников (групповодов, судей, раздатчиков учебного инвентаря и .т. д) к предстоящим занятиям направлена на обучение их организационно-методическим знаниям и умениям. Такая подготовка носит характер краткого инструктирования и осуществляется заблаговременно или непосредственно перед занятием.

Подготовка места занятия, оборудования и учебного инвентаря сберегает время, обеспечивает продуктивность и безопасность учебно-воспитательной работы.

Основной формой внеклассных занятий физической культурой и спортом во внеучебное время являются кружки физической культуры, секции общей физической подготовки и ГТО, группы и секции начальной спортивной подготовки по видам спорта, туризму.

Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов. Вся учебно-тренировочная работа в них направлена на решение следующих основных задач:

  1. активизацию двигательного режима младших школьников;

  2. расширение круга знаний по физической культуре;

  3. овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры, их углубление и совершенствование;

  4. формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.

В состав одного кружка привлекается не более 25 учащихся.

Секции общей физической подготовки организуются для учащихся, еще не подготовленных для занятий в спортивных секциях.

Основными задачами работы секций общей физической подготовки являются:

  1. приобщение возможно большего количества школьников к систематической работе над повышением своей общей физической подготовленности и содействие в выборе спортивной специализации;

  2. улучшение физической подготовленности учащихся и на этой основе содействие их общему физическому развитию и успешному выполнению требований учебной программы.

Учебные группы в секциях общей физической подготовки комплектуются по возрасту и физической подготовленности учащихся, а в старшем школьном возрасте и по полу.

Спортивные секции школьного коллектива физической культуры создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта и по состоянию здоровья и физической подготовленности пригодных к спортивным занятиям. В процессе учебно-тренировочной работы в секциях решаются следующие основные задачи:

  1. приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом.

  2. содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации;

  3. подготовка школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команду школы;

  4. приобретение знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 мин с учащимися различного возраста, пола и подготовленности.

Секции туризма должны культивироваться при каждой общеобразовательной школе. Работа секции туризма складывается из следующих разделов:

  1. практических занятий с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики;

  2. подготовки школьного общественного актива по туризму;

  3. проведения семинаров с руководителями походов и их помощниками;

  4. проведения туристских соревнований, зачетных и тренировочных походов.