Тема № 3. Сельский туризм и местная экономика
3.1. Воздействие туризма на молдавскую деревню
3.2. Проблемы связанные с развитием сельского туризма
3.3. Воздействие туризма на экономику местности
3.4. Местные фермеры как поставщики услуг в сельском туризме
3.5. Потребители услуг сельского туризма
3.1. Воздействие туризма на молдавскую деревню
Говоря о возможном влиянии, которое способен оказать сельский туризм на облик молдавской деревни, нужно иметь в виду многогранность этого процесса. Он включает экономические и социальные перемены, а также изменения во внешнем облике села. Начнем с главного — с экономики. Сельский туризм — это прежде всего дополнительный доход населения, новые рабочие места, приток финансов. Причем деньги, которые оставляют туристы, сразу начинают работать согласно эффекту мультипликации, способствуя развитию всего региона. В настоящий момент, правда, трудно еще оценить экономическое влияние сельского туризма на молдавскую деревню. Но опыт соседей впечатляет. Так, сельский туризм в европейских государствах обеспечивает доход, равный внутреннему валовому продукту такой страны, как Венгрия, — 65 млн $. В настоящий момент в Европе зарегистрировано более 2 млн койко-мест в сельских усадьбах. Причем, на 1 $, потраченный на оплату ночлега, приходится 6–18 $, которыми оплачиваются питание, сувениры, экскурсии, транспорт и т.д. Сельский туризм вызывает и социальные изменения в жизни деревни. Взаимоотношения посетителей и хозяев, как правило, развиваются по схеме: приехал туристом — уехал другом. Сельский туризм предполагает общение, обмен информацией. Туристы узнают о жизни деревни, начинают понимать ее проблемы, знакомятся со своей историей, корнями. Это способствует гуманизации общества, сближению города и деревни. Что касается изменений во внешнем облике деревни, они, безусловно, связаны с экономическими и социальными и происходят поэтапно. Сначала — переоборудование собственной усадьбы, следующий шаг — влияние на облик всего поселения. Когда современные хозяева решают использовать усадьбу для туризма, они начинают ее приспосабливать и перестраивать. Их цель — создать в глазах отдыхающих образ молдавской деревни и при этом сделать их пребывание в усадьбе эстетически приятным, удобным и безопасным. Вначале ставится задача отделить рекреационную зону от хозяйственной. Для этого используются самые разные ограждения, одно из самых простых — плетень, живая изгородь из растений, штакетник — на усмотрение хозяев. Следующий шаг — обустройство рекреационной зоны. Оно предполагает озеленение, создание цветников, мест для приготовления шашлыка, беседок, песочниц для детей, качелей и площадок для спортивных игр. При этом, как правило, хозяева стараются делать это все в стиле, гармонирующем с основной усадьбой, которая в процессе приема туристов начинает выполнять еще одну функцию — информационно-образовательную. Общение между хозяевами и туристами не всегда носит вербальный характер. Происходит как бы визуализация материальной культуры и “овладевание” ею туристами. Хозяева творчески применяют в оформлении усадеб старые колеса, телеги, прялки, сечкарни, маслобойки, старые подстилки, домотканые дорожки. И о каждом из этих предметов могут поведать связанные с ними интересные легенды и истории. Сельский туризм, несомненно, может оказать большое влияние на деревню. И главная цель этого влияния, не возродить былую деревню, а строить будущее, не забывая прошлого. Ведь сельская усадьба — уникальна, она отражает вкус и характер не только конкретного хозяина, но и народа. И даже если она не всегда совершенна, то всегда индивидуальна и неповторима.
3.2. Проблемы связанные с развитием сельского туризма В своем развитии сельский туризм в Молдове встречается с рядом серьезных проблем. Можно выделить пять основных группы этих проблем и наметить некоторые пути их решения. Первая проблема – это разобщенность участников сельско-туристкой деятельности, отсутствие специализированных туроператоров, недостаточно развитая правовая база, информационный дефицит. Поэтому необходимо создавать цепи сельско-туристских предприятий и турагенств, формировать специальные базы данных, распространять опыт успешных пилотных сельско-туристских проектов. Возникает, следовательно задача выявления, инвентаризации и оценки сельско-туристских ресурсов и ситуаций.
Вторая и третья группы проблем, очевидно, специфически молдавский характер. Это дорогие транспортные услуги, общий низкий уровень сервиса при неадекватно высоких ценах, особенно на услуги размещения и питания. Завышение цен в значительной мере связано с неэффективной налоговой политикой государства и небольшой конкуреции на рынке, связанная с малым количеством участников рынка, которые предостовляет услуги в этой сфере.
Четвертая группа этих проблем связана с привычкой граждан и руководителей предприятий, а также властей к бесплатности природных ресурсов. Это одна из причин неразвитости экологической культуры, пренебрежения нормами экологического права.
Пятая группа – общая необустроенность территории, слабое развитие инфраструктуры и экологических технологий в туризме.
Преодоление этих препятствий требует значительного времени и больших усилий. Один из возможных путей – это разработка экономических механизмов, позволяющих эффективно включать экологические достоинства туристского продукта в его стоимость. Здесь особое внимание следует обратить на синтез экологических и культурных сюжетов в единых турах и проектах. Важно также содействовать международному сотрудничеству туроператоров и экологов. Нередко крупные национальные и международные экологические и природоохранные союзы и фонды направляют свои усилия и средства исключительно на строгую охрану природы, на защиту флоры и фауны, не уделяя должного внимания такому важному средству экологического просвещения, как сельский туризм. Сельский туризм в Молдове должен быть развит как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействованию социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере. Кроме этого существует еще ряд проблем связанных с несовершенством законодательства, в особенности – налоговой политики, визовой системы, правил землепользования. На сегодня юридические и экономические условия не благоприятствуют инвестициям в развитие сельского туризма. Усовершенствование налоговой политики и законодательства в области землепользования является необходимым условием, в частности, для привлечения иностранного капитала. Во многих случаях развитие сельского туризма невыгодно местным властям, так как они вынуждены отчислять значительную часть средств в качестве налогов и прочих выплат, и лишь малая доля доходов остается на местах. Не разработаны механизмы развития сельского туризма. Комплексный подход к этой деятельности и ее координация на национальном уровне затрудняется несовершенством системы государственного управления. Отсутствует единая стратегическая концепция, при которой сельский туризм интегрировался бы в планы регионального социально-экономического развития в комплексе с развитием сельского хозяйства, лесной промышленности, транспорта, культуры, спорта, здравоохранения и др. Таким образом, развитие сельского туризма пока не получает достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики, отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых является получение максимальной прибыли в короткие сроки. Отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры – условий проживания, транспортных средств, организованных туристических маршрутов, оборудованных туристических троп, наблюдательных вышек и прочих приспособлений, тоже лимитируют развитие сельского туризма. На многих перспективных территориях не разработаны комплексы маршрутов и программ для разных категорий туристов, т.е. отсутствует туристический продукт, соответствующий стандартам международного туристического рынка. Отсутствие у молдавского персонала опыта и знаний, необходимых для успешной организации сельского туризма, особенно в области маркетинга, познавательных программ для разных категорий посетителей, ценообразования, обеспечения адекватного качества услуг. Нередко “принимающая сторона” имеет весьма слабое представление об истинных потребностях и желаниях своих гостей, особенно иностранных. В большинстве сел не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма. Это делает их уязвимыми перед возможными экологическими проблемами, которые несет с собой туризм, осуществляемый без должного планирования и контроля. Молдавские природные территории не в состоянии предоставить туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции, поэтому их доходы от туризма пока значительно ниже, чем могли бы быть. Отсутствуют единые цивилизованные стандарты формирования цен на услуги, предоставляемые владельцами агрохозяйств для туристов. У большинства молдавских агрохозяйствах отсутствуют качественные рекламно-информационные материалы и возможности выхода на высоко специфический международный рынок сельского туризма. Маркетинговые проблемы являются серьезнейшим фактором, затрудняющим развитие сельского туризма в Молдове. До сих пор мировое сообщество не располагает адекватной информацией о молдавском туристском рынке, его значимости и возможности посещения. Отсутствуют специализированные структуры, способные организовать и координировать процесс развития сельского туризма в национальном масштабе. Отсутствуют механизмы, при которых часть финансовых поступлений от сельского туризма направлялась бы на нужды местных поселений. Большинство органов местной власти недооценивают необходимость участия местного населения в развитии сельского туризма. Между тем, как показывает мировая практика, это могло бы стать хорошей возможностью изменить отношение местных жителей к туризму, привлечь их к сотрудничеству, получить их поддержку.
Развития сельского туризма позволит решить значительную часть указанных выше проблем имеющихся в районах, с тем, чтобы эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития сельского туризма со стороны государства.
3.3. Воздействие туризма на экономику местности Сельский туризм - один из способов экономического подъема деревни. Он дает возможность дополнительного заработка сельским жителям, приводит к созданию новых рабочих мест, способствует развитию инфраструктуры и повышения культурно-образовательного уровня населения. Только, приезжая в сельскую местность можно познакомится с древними занятиями населения: собирательством, сбором целебных трав, рыбалкой, охотой, верховой ездой. Эксперты Евросоюза видят возможность экономического подъема в деревне именно в сельском туризме. По подсчетам западных специалистов, обустройство сельского человека в городе обойдется в 20 раз (!) дороже, чем создание условий для его жизни и работы в деревне. И сельский туризм в данном случае — часть внутренних источников инвестиций для этого. Он позволяет создавать новые рабочие места, обеспечивает приток валюты, развивает инфраструктуру и повышает культурно-образовательный уровень людей. Такой подход уже принес результаты: сегодня в Европе в сельской местности насчитывается столько же койко-мест для отдыхающих в домах хозяев, сколько и в гостиницах. Туризм "в глубинку" не требует больших инвестиций в инфраструктуру, а потому доступен малому бизнесу. Он положительно сказывается на занятости и доходах местного населения. Главное - это "открыть" дифференцированный "продукт" и найти на него покупателя. Для получения определеных результатов в развитие сельского туризма необходимо реализация Программы которое включает решение следующих задач: - совершенствование нормативно-правовой базы для регулирования сельско-туристической деятельности; - формирование современного отечественного сельско-туристического рынка на основе развития конкуренции; - углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий; - обеспечение условий для развития различных видов туризма и развитие международного сотрудничества в области сельского туризма. Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств государственного бюджета, предусматривается использование различных форм стимулирования для привлечения в сферу сельского туризма частных инвестиций. Развивая сельский туризм местные власти могут вносить существенный вклад в развитие местной экономики, содействовать привлечению в регион международного внимания и инвестиций, а также созданию новых рабочих мест населения. Для развития селъского туризма местные органы власти должны иметь Програму, котороя бы позволила устойчиво развивать этот сектор экономики. Для этого, прежде всего надо использовать все возможные ресурсы местности, в том числе места сопредельные с заповедниками, если таковы имеются. Большая часть маршрутов может пролегать на сопредельных с заповедниками территориях и включать главные местные природные достопримечательности. В этом случае, местные власти могут получить доход, выступая в качестве организаторов экотуристических программ на местах (т.е. частично принимая на себя функции туроператоров), обеспечивая посетителей гидами, проводниками из числа своих сотрудников и местных жителей, организуя экскурсионное обеспечение, транспортное обслуживание, продажу сувенирных изделий, и т.д. Необходимо обеспечить такое планирование маршрутов на территории, чтобы их обустройство и режим использование, обеспечали сохранность природных комплексов и контроль за их состоянием. Развитие сельского туризма не требует строительства новых гостиниц, хотя определенные усовершенствования уже существующих агрохозяйств кордонов и хижин будут, безусловно, полезны. Эти мероприятия позволят свести к минимуму негативное воздействие сельского туризма на природу местности. Программой должен быть предусмотрен механизм, позволяющий по мере ее реализации вносить изменения и коррективы в перечень мероприятий и объектов, маневрировать финансовыми и материальными ресурсами. Выполнение программных задач в конечном итоге будет содействовать экономическому возрождению молдавского села.
- Национальная ассоциация
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- 1.2. Понятие структуры управления туризмом.
- Тема № 2 Функции менеджмента в туризме
- 2.3. Организационная функция.
- 2.5. Функция контроля.
- Тема № 3. Методы менеджмента в туризме
- 3.4. Социально-психологические методы управления
- 3.5. Самоуправление
- Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой
- Понятие о стилях руководства
- Понятие о стилях руководства
- Тема № 5 Управление рисками в туристской фирме
- 5.2. Общие подходы к управлению риском
- 5.3.Финансовые риски
- 5.4.Стахование рисков
- Тема № 6 Реструктуризация турфирмы
- 6.2. Реструктуризация системы маркетинга
- 6.3. Финансовая реструктуризация
- Курс маркетинг в туризме
- Тема № 1 Особенности маркетинга в туризме
- 1.2. Сущность маркетинга в туризме.
- 1.3.Принципы маркетинга в туризме
- Тема № 2 Сегментация туристского рынка
- 2.2. Критерии сегментации туристского рынка
- 2.3. Определение целевых рынков. Рыночная ниша
- Тема №3. Конкурентная среда туристской фирмы
- 3.1. Конкуренция и туррынок
- 3.2.Виды конкуренции. Конкурентоспособность турпродукта
- Тема № 4. Организация и работа службы маркетинга в турфирме.
- 4.1. Понятие службы маркетинга в турфирме.
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4.3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Управляющий службой маркетинга в турфирме
- 4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме
- 4. 3. Основные этапы разработки новых турпродуктов
- Тема № 5 Товарная политика туристской фирмы
- 5.2. Регистрация товарного знака
- 5.3. Значение товарного знака для турфирмы. Требования к торговой марке.
- 5.4. Брэнд. Основные понятия
- Тема № 6 Продвижение туристской продукции
- 6.2. Публик рилейшнз
- 1. Презентации
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий
- 3. Спонсорство
- 4. Публичные выступления;
- 6.3. Использование рекламы в туристскую деятельности
- 6.4. Организация и введение рекламной компании
- 6.5. Каналы распространения турпродуктов
- Тема № 7 Политика сбыта турпродуктов в туристской фирме
- 7.2. Виды сбыта.
- 7.3. Стратегия сбыта
- Тема № 8. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношении
- 8.1.Планирование и разработка туристского продукта 8.2.Цена турпродукта и метод его формирования 8.3.Стратегии установления цены на туристский продукт.
- 8.1. Планирование и разработка туристского продукта
- 8.2. Цена турпродукта и метод его формирования
- 8.3. Стратегии установления цены на туристский продукт.
- Тема № 9. Маркетинговые исследования в туристской деятельности
- Курс Экономика Туризма
- Тема № 1. Экономические основы туристской деятельности
- 1.2. Экономическое содержание туризма
- 1.3. Эффективность туризма
- 1.4. Экономические показатели развития туризма
- 2.1. Функционирование туристского рынка
- 2.2. Туристский спрос и туристское предложение
- 2.3. Экономические закономерности туристского рынка
- 2.4. Организация финансовых отношений
- Тема № 3 Экономическая эффективность управления туризмом
- 3.7. Swot-анализ
- 3.1.Проблемы повышения доходности в туризме
- 3.2. Планирование прибыли турфирмы
- 3.3. Источники прибыли в туризме
- 3.4. Методы экономического анализа в туризме
- 3.5. Увеличение прибыли
- 3.7. Swot-анализ
- Тема № 4 Туристская рента
- 4.2. Формы туристской ренты
- 4.2.1. Монопольная туристская рента
- 4.2.2. Дифференциальная туристская рента
- 4.2.3. Абсолютная туристская рента
- 4.3. Туристская рента в системе отношений собственности
- Курс Туроперейтинг
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- Тема № 1 Основы туроперейтига
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- 1.1.Понятие туроперейтига
- 1.2.Используемая терминология в туризме
- Тема № 2. Организаций туристского обслуживания
- 2.2.Туристское агентство
- 2.3. Должность – как основной элемент деятельности турфирмы.
- 2.4.Функциональные обязанности персонала туристической фирмы.
- Тема 3. Заключение договоров с поставщиками услуг.
- 3.2. Особенности заключения договоров с поставщиками услуг.
- 3.2.1.Сотрудничество с гостиничным предприятием
- 3.2.2. Сотрудничество с предприятием питания
- 3.2.3. Сотрудничество с автотранспортным предприятием
- 3.2.4. Сотрудничество с авиакомпанией
- 3.2.5. Сотрудничество с железной дорогой
- 3.3. Договор туристического обслуживания
- Курс: Юридическое регламентирование в туризме
- Тема № 1 Законодательство в туризме
- 1. Правовое урегулирование в туризме
- 2. Задачи Министерства культуры и туризма
- 3. Функции Министерства культуры и туризма
- 4. Использование туристского ваучера
- 5. Туристическая и турагентская деятельность. Права и обязанности
- 6. Лицензирование туристической деятельности
- 7. Приостановление и отзыв туристской лицензии на базе закона об организации и осуществлении туристической деятельности
- 8. Структуры по приему туристов
- 9. Права и обязанности туристов
- 10. Страхование на период туристической поездки
- 11. Защита и безопасность туристов
- 12. Создание и функционирование национальных туристических зон
- 13. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров
- Тема №2 Лицензирование туристской деятельности
- 1. Регламентирование лицензионной деятельности
- 2. Полномочия лицензионной палаты
- 3. Содержание туристской лицензии
- 4. Документы, необходимые для получения лицензии
- 5. Решение о выдаче лицензии или об отклонении декларации для получения лицензии
- 6. Выдача лицензии
- 7. Переоформление лицензии
- 8. Выдача дубликата лицензии
- 9. Контроль в сфере лицензирования
- 10. Приостановление и возобновление действия лицензии
- 11. Аннулирование лицензии
- Тема № 3. Защита прав потребителей в туристской индустрии
- 1. Регламентирование действии связанных с защитой прав потребителей
- 2. Основные права потребителей
- 3. Обязанности исполнителя
- 4. Заключение договоров
- 5. Возмещение ущерба
- 6. Информирование потребителей
- 7. Ответственность исполнителя за нарушение установленных сроков
- 8. Ответственность за нарушение требований настоящего закона
- Тема № 4. Особенности трудовых отношений в туристической отрасли
- 2. Права и обязанности работника
- 3. Права и обязанности работодателя
- 4. Индивидуальный трудовой договор
- 4.1.1. Срок индивидуального трудового договора
- 4.1.2. Заключение и исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.3. Предварительная проверка
- 4.1.4. Исполнение индивидуального трудового договора
- 4.1.5. Изменение индивидуального трудового договора
- 4.1.6. Приостановление действия индивидуального трудового договора
- 4.1.7. Технический простой
- 4.1.8. Прекращение индивидуального трудового договора
- 4.1.9. Восстановление на работе
- 5. Рабочее время и время отдыха
- 6. Ежегодные отпуска
- 7. Оплата труда
- 8. Дисциплина труда
- 9. Материальная ответственность
- Тема № 5. Миграционная деятельность в Республике Молдова
- 1. Регламентирование миграционной деятельности
- 2. Функциональные обязанности органов центральной публичной власти связанные с миграцией
- 3. Эмиграция и иммиграция
- 4. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5. Выдворение и экстрадиция
- Тема № 6. Вывоз и ввоз имущества в Республику Молдова физическими лицами
- 1. Регламентирование деятельности по вывозу и ввозу имущества
- 2. Ввоз и вывоз валюты в или из Республики Молдова
- 3. Ввоз и вывоз имущества на или с территории Республики Молдова
- 3.3. Временный ввоз (вывоз) имущества
- 4. Ввоз и вывоз предметов и бижутерии из драгоценных металлов и камней
- Перечень товаров, разовый ввоз которых на территорию Республики Молдова физическими лицами осуществляется без уплаты таможенных платежей
- Тема: № 7 Туристский ваучер
- 1. Применение туристского ваучера
- 2. Отчетность
- 3. Заполнение Туристского ваучера
- Курс Страхование в туризме
- 2. Виды страхования в туризме
- 3. Личное страхование туристов
- 4. Имущественное страхование туристов
- 5. Выбор страховой компании
- 7. Особенности страхования в туризме
- Курс География туризма Молдовы
- Тема № 1. Историко-географическое положение Молдовы
- 2. Характеристика географического положения Молдовы
- 1.3. Историческая характеристика страны.
- 3.1. Кишинэу - туристический центр страны
- 3.2. Монастыри в Кодрах.
- 3.3. Винные туристические маршруты.
- 3.4. Аргументы Молдовы как туристическое направление
- 1. Благоприятное географическое расположение
- 2. Молдавский народ – гостеприимный народ
- 3. Живописная и нетронутая природа
- 4. Особенности национальной кухни
- 5. Винный путь – хорошая возможность открыть для себя знаменитые молдавские вина
- 6. Разнообразие народного искусства
- 7. Многовековые традиции
- 8. Богатая история
- 9. Исторические и археологические памятники
- 10. Скальные монастыри
- 11. Кишинев – город на семи холмах
- 12. Одна из самых больших пещер на земле
- 13. Музейный комплекс Старый Орхей
- 14. Самый Старый заповедник Молдовы
- 15. Днестр – река двух народов
- 3.5. Туристические маршруты Молдовы
- Центральный регион
- Северо-Центральный регион
- Северо-западный регион
- Северный регион
- Западный регион
- Южный регион
- Восточный регион
- Тема № 4. Туристические зоны Республике Молдова
- 4.1. Распределение Молдовы на туристические зоны
- 4.2. Туристские достопримичательности Центральной Молдовы
- 4.3. Туристические ресурсы севера республики. Припрутские толтры.
- Курс Международный туризм
- Тема № 1. Организация международного туризма
- 1.2. Виды международного туризма
- 1.3. Факторы производства туристского продукта
- Тема № 2. Транснациональные компании на рынке международного туризма
- 2.1. Сущность тнк и формы ее существования.
- 2.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса.
- 2.3. Влияние туристских тнк на национальную экономику
- Курс Сельский туризм
- Тема № 1. Сельский туризм – новое направление в туристском бизнесе
- 2. Концепция сельского туризма и его роль в современном мире
- 3.Европейский опыт развития сельского туризма
- Тема № 2. Развитие сельского туризма в Молдове
- 2.2. Общая характеристика сельского туризма в Молдове
- 2.3. Развитие сельско-туристической отрасли
- 2.4. Воздействие туризма на экологию
- Тема № 3. Сельский туризм и местная экономика
- 3.4. Местные фермеры как поставщики услуг в сельском туризме
- 3.5. Потребители услуг сельского туризма