logo search
Ралине

1.2. Экономическое содержание туризма

Под организацией туризма как отраслевой экономической систе­мы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется соста­вом ее элементов и способом их взаимодействия.

Организационная структура представляет собой способ объе­динения структурных единиц элементарного уровня (туроператоров, тур-агенств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.

В организационной структуре отрасли туризма можно разли­чить социально-экономический, материально-вещественный, тех­нологический и информационный аспекты.

Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма.

Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реали­зуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристского продукта.

Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского про­дукта.

Следующий аспект организационной структуры туризма - инфор­мационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной систе­мы, как туризм, необходима рациональная организация потока инфор­мации. Наиболее эффективной организацией для больших систем яв­ляется иерархическая структура, т.е. вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при поступлении ее от низшей степени к высшей происходит сжа­тие информации путем ее укрупнения или сокращения.

Управление в широком плане представляет собой процесс вы­работки и осуществление управляющих воздействий. Под управ­ляющим воздействием понимается воздействие на объект управ­ления, предназначенное для достижения цели управления. Управ­ление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На отраслевом уровне к субъектам управления туризмом (уп­равляющей подсистеме) относятся Правительство Республике Молдова, Министерство Культуры и Туризма. Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы.

Управление осуществляется посредством циркулирования оп­ределенной информации между субъектом и объектом управления.

Политика государства в области туризма:

Элементами любого производственно-обслуживающего процес­са являются работник, орудия, предмет труда и используемая тех­нология. Для осуществления производственно-обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать.

Таким образом, организация туристской деятельности представ­ляет собой систему мер, направленных на рациональное сочета­ние труда, средств и технологии в едином производственно-обслу­живающем процессе туристской фирмы.

Основной задачей организации туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наи лучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабо­чей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов.

Технология туристского обслуживания представляет собой со­вокупность методов, форм производства и реализации туристско­го продукта, а также способов воздействия на процесс продвиже­ния туристского продукта на туристском рынке.

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отноше­ний, возникающих в сфере туризма в процессе производства, рас­пределения, обмена и потребления результатов туристской деятель­ности.

ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных ак­тивов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выпол­ненных работ).

Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы ха­рактеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемы­ми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристс­кого продукта, с одной стороны, и объемом реализации туристско­го продукта и прибылью от его реализации - с другой.

Эффективность реализации этих факторов зависит от воздей­ствия внешних и внутренних условий развития и функционирова­ния туристской фирмы.