logo search
ГАЭ вопросы и ответы

17. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей (определение понятия координационных способностей, факторы, влияющие на координацию, формы проявления).

1. Понятия о двигательных умениях и навыках.

Фазы двигательного навыка.

Положительный и отрицательный перенос навыка.

Нам известно, что любое обучение должно выполнять 3 функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Мы остановимся на образовательной.

В процессе обучения первоначальным является получение определенных знаний о двигательном действии. Так создается модель будущего упражнения. Источником знаний является словесные объяснение и демонстрация упражнений педагогом, следовательно функционируют органы чувств.

85% всей информации мы получаем с помощью зрения, а 15 % приходится на слух и двигательную сферу.

Обучение имеет две особенности:

Генетическую заложенность.

Оптимальность периода (если в детстве не научился плавать, то в зрелом возрасте это будет сделать гораздо сложнее).

Как трудовая, так и спортивная деятельность может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только знаниями, но и также двигательными умениями и навыками. Сформировать их – главная задача физического воспитания.

В умениях и навыках есть общее и различие. Общее то, что и те и другие представляют собой осваиваемые способы движения человека. Различие - в разном характере способов управления.

Двигательные умения - это способность правильно выполнять действия при сосредоточении внимания на способах его выполнения.

Двигательные навыки - двигательные действия, способы выполнения, которых осуществляются автоматизировано (по Г. Д. Харабуги).

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. СТАБИЛЬНОСТЬ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

(Один может стабильно 15 прыжков - техника стабильная, а один раз правильно, а другой - нет - значит неустойчивая).

2. СТАНДАРТНОСТЬ

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

(Скажешь быстро - он быстро, скажешь

под углом - он под углом – легко

варьирует, изменяет, а человек со

стандартной деятельностью трудно

перестраивает то, к чему привык)

3. ИЗОЛИРОВАННОСТЬ

СИСТЕМНОСТЬ

(толкание ядра, финальное усилие выучил - толкает на 8 м, а в целом -

7 м 50 см метание гранаты с места правильно по технике, а с разбега - нет)

4.СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

АВТОМАТИЗМ

(Эдуард Стрельцов, в свое время

довел до автоматизма пас пяткой в

футболе. Сознательное - думаем какой

рукой открыть дверь, куда наружу или

во внутрь).

Формирование двигательного навыка.

ЗНАНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

Многократное повторение

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

(Характеризуется)

1.Неавтоматизированное управление движениями, концентрация внимания на самом действии

2.Относительная расчлененность движений

3. Нестабильность действия

Стереотипное повторение движений  приводит к двигательному навыку

двигательный навык

1. автоматизированное управление движениям, концентрация внимания на целях и условиях действий

2. Слитность движений

  1. Устойчивость

(стабильность) действия.

Процесс формирования двигательного навыка условно можно разделить на стадии: (три, четыре, пять).

В физиологии 3 стадии, фазы: 1. Генерализация

  1. концентрация

  2. автоматизация.

У Ильина (зав. кафедрой физ. воспитания педагогического института г. Санкт-Петербурга им. Герцена)

  1. Связана с формированием у учащихся понятие и образное представление упражнения в целом.

  2. Начальное разучивание. Иррадиация возбуждения ( скованность движения, не те центры возбуждаются, напряженность, уменьшенная амплитуда движения, учащенный темп).

  3. Концентрация возбуждения. ( схема целостного движения правильное, хотя ошибки возможны, концентрация внимания на одной из деталей техники).

  4. Автоматизация. Техника. (выполнено стабильно, движения выполнено слитно).

  5. Стабилизация навыка. Вариативность навыка