logo search
сборник конференции по студ

Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.

  1. Петунин О.В. профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, доктор педагогических наук.,Барышников Ю.А. профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, кандидат педагогических наук,Бакланов Л.Н. заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, доцент, кандидат педагогических наук,Веселкин М.С. декан факультета физической культуры и спорта, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук. Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,

г.Коломна

Система профессионального физкультурно-педагогического образования (ПФПО) включает: 1) допрофессиональное образование (ДПО) учащихся-спортсменов, 2) профессиональное образование (ПО) студентов и 3) постпрофессиональное образование (ППО) выпускников вуза. Практика реализации этой системы нередко имеет усеченный характер. Она сводится в основном к собственно ПО студентов, с соответствующими издержками качества подготовки физкультурных работников.

«Система» предусматривает взаимосвязь её составляющих, с акцентом на первые звенья: «Начало есть более чем половина целого» (Аристотель). Наш опыт ДПФПО учащихся-спортсменов представляет собой подсистему : 1) профессионального просвещения школьников, желающих посвятить себя физкультурно-педагогическому делу (на днях открытых дверей, подготовительных курсах для абитуриентов, в профильных классах общеобразовательных школ и т.п.); 2)их профдиагностики в процессе организации взаимообучения на физкультурно-спортивных занятиях; 3) отбора абитуриентов на педагогических олимпиадах и вступительных экзаменах по профилю избранной специальности…

Но главная цель при этом не столько отбор (набрать бы), сколько профессиональная, педагогическая, физкультурно-спортивная ориентация потенциальных учителей, тренеров, инструкторов и т.д., обеспечивающая последующие успехи их подготовки в вузе, на факультете и в самостоятельной работе.

Однако представленная подсистема ДПФПО есть собирательная модель многолетнего опыта. В конкретных же обстоятельствах возникает немало проблем, сдерживающих ее системную реализацию. Например, ограниченные возможности презентации, доведения до сведения большинства адресатов предполагаемой системы. В результате необходимое дело тоже оказывается усеченным, не «срабатывает» продуктивным образом. Бывает до обидного, что многое из рассматриваемого зависит от нашей же собранности, инициативы, целеустремленности и т.д. Но оказывается, что искать причины неудач порой бывает легче, чем пути их предупреждения.

Успех второго элемента системы ПФПО – собственно профессионального образования студентов – напрямую зависит от качества проведения первого (ДПФПО), о некоторых издержках которого уже было сказано выше. К тому же далеко не все абитуриенты, по разным причинам, проходят организованную допрофессиональную подготовку. Что вызывает необходимость компенсации упущенного уже вчерашними школьниками – студентами первого курса.

В прежние годы деканаты факультетов физической культуры педагогических вузов страны изыскивали возможности включения в рабочие учебные планы пропедевтических курсов для начинающих студентов типа «Введение в специальность «Физическая культура», «Введение в ТМФК», «Основы СРС»… И, тем самым, содействовали переориентации сознания большинства первокурсников с узко спортивной на физкультурно-педагогическую деятельность потенциальных профессионалов. Последние годы такое случается все реже, с естественными издержками качества подготовки учителей, тренеров и т.п.

Курс « Введение в педагогическую деятельность» читается кафедрой педагогики, чаще без учета физкультурно-спортивной специфики, со снижением эффекта воздействия на сознание студентов-спортсменов. «Введение в ТМФК» предусматривается ГОС в системе этого курса. Но он начинается читаться лишь со второго года обучения студентов.

Может и поэтому физкультурно-педагогическое образование студентов приобретает не столько профессиональный, сколько предметный характер. Например, студент изучает курс «ОНМД в ФКС» сдает зачет и даже экзамен по этому предмету, а выполнить курсовую работу качественно не может. Даже ВКР, после «системы» курсовых, многие студенты выпускного курса начинают заново. Примерно тоже происходит с другими предметами, когда зачеты и экзамены сданы студентами, а на педагогической практике многое начинается почти с нуля. Как тут не вспомнить Шота Руставели: «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».

И третий элемент системы ПФПО – ППО выпускников физкультурных вузов и факультетов. В принципе он «работает» в форме индивидуальных и традиционных курсовых встреч выпускников в «альма матер», курсов повышения квалификации специалистов, аспирантуры… И тем самым содействует повышению уровня развития физической культуры и спорта в стране. Но каков уровень этого развития. Например, процент занимающихся ФКС в регионе по сравнению с передовыми и так далее.

Повторимся, физкультурно-спортивная природа человека выражена в олимпийском девизе «Быстрее, выше, сильнее». Она призывает нас не столько обозначаться, имитировать повышение квалификации, сколько постоянно, неустанно совершенствовать себя и своих воспитанников. Многие ли из нас на самом деле стремятся к лучшему? Так мы выходим на вопрос – «а судьи кто?».

Педагогические коллективы физкультурных вузов и факультетов составляют в основном остепененные работники. Они разрабатывают кафедральные темы НИР. Проводят научно-методические семинары, конференции. При многих кафедрах функционирует аспирантура, при некоторых диссертационные советы. Но систематическая, целенаправленная НИР ряда преподавателей и, соответственно, повышение качества физкультурно-педагогической деятельности оставляют желания быть лучшими. Каковы предпосылки к этому:Определение кафедральной темы НИР в соответствии с основной работой преподавателей, например: «Предметные дисциплины кафедры в совершенствовании методической подготовки педагогов по ФКС».Организация работы постоянно действующего научно- методического семинара (НМС) преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры по разработке кафедральной тематики НИР. Проведение научно-методических конференций участников разработки кафедральной тематике НИР с публикацией ее материалов и т.п.