Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
Тихонова Т.К. доцент к.п.н. Московский государственный университет геодезии и картографии
В учебном процессе по физической культуре важным фактором, влияющим на формирование физической культуры личности, является педагогическое мастерство преподавателя.
Ранее к педагогическим умениям чаще всего относили умение обучать и умение воспитывать. Позднее они были дополнены организаторскими, исследовательскими, лекторскими и другими более специализированными умениями. Например, в профессиограмме преподавателя физического воспитания перечисляются умения показывать технику спортивных движений, предупреждать спортивный травматизм, пользоваться техническими средствами обучения и т.д.
Для того чтобы представить, насколько преподаватели готовы реализовать свои профессиональные умения, было проведено выборочное анкетирование на кафедрах физического воспитания трех вузов: МИИГАиК, МВТУ, РПУ, в нем приняло участие 13 доцентов, 19 старших преподавателей, 5 преподавателей со стажем педагогической работы от 2 до 45 лет. В анкету были включены вопросы, отражающие способности преподавателей к наблюдению и анализу в процессе учебных занятий, их профессиональные умения в реализации задач учебного процесса по физической культуре.
Наряду с анкетным опросом преподавателей, был проведен опрос среди студентов МИИГАиК, в котором приняло участие 129 юношей и 60 девушек. Некоторые вопросы анкеты преподавателей и опросного листа студентов были продублированы, что позволило сравнить ответы преподавателей и студентов на одинаково поставленные вопросы. Это сделало возможным взглянуть на проблему физического воспитания с позиций двух участников одного процесса- преподавателя и студента. Так, на вопрос о наиболее часто повторяемых преподавателями доводах необходимости занятий физической культурой были получены такие ответы. По рангу значимости первые три места ответов распределились: у преподавателей- укрепление здоровья, повышение результатов физической подготовки, получение «зачета»; у студентов- укрепление здоровья, получение «зачета», освоение вида спорта. Это подтверждает наше мнение, что наряду с другими доводами, наличие «зачета» и регламентированных занятий по физической культуре наиболее активно используется преподавателями в практической работе и является одним из рычагов своеобразного «принуждения» студентов к регулярным занятием физкультурой. Это представляется правильным, поскольку на прямо поставленный студентам вопрос: «Если бы не было зачета по физической культуре, Вы посещали бы занятия по этому предмету?» - были получены такие данные: «да» - ответили 43,6% девушек и 67% юношей; «нет» - ответили 16,4 % девушек и 13% юношей; затруднились в ответе 40% девушек и 20% юношей. Как видим, процент сомневающихся, достаточно большой. Это же подтверждает практика: введение на старших курсах факультативного и свободного посещения занятий по физической культуре приводило к резкому снижению посещающих учебные занятия до 30%. На вопрос: «Какие разделы подготовки по физической культуре у студентов наиболее слабые?». Ответы по рангу значимости были такими: у преподавателей – развитие физических качеств, теоретический раздел, развитие мотивационно - ценностного компонента; у студентов – теоретический раздел, развитие физических качеств, спортивно-технический раздел. Как видим, мнение опрошенных по первым двум позициям совпадает.
В значительной степени не совпадают ответы студентов и преподавателей на вопрос «Приходится ли на учебных занятиях преподавателю вместе со студентами составлять индивидуальный план самостоятельных занятий?». Ответы преподавателей выглядели таким образом: «да, достаточно часто» - 19%, «иногда, по просьбе студентов» - 52%, «как правило, нет» ответили 29% опрошенных. Ответы студентов распределились так: «да, достаточно часто» - 1,5%, «иногда по моей просьбе» - 12,5%, «как правило, нет» ответили 86% опрошенных. Очевидно, студенты не проявляют инициативы, а преподаватели не используют в своей практике возможностей самостоятельных занятий, как в учебное, так и внеучебное время. Показательны ответы студентов на вопрос о том, какие профессиональные и личностные качества необходимы хорошему педагогу. В своих ответах большинство студентов подтвердили, что, как правило, внутренне оценивают работу преподавателя.
Профессиональные и личностные качества преподавателя по оценки студентов
Профессиональные и личностные качества преподавателя | Место ответов по ранговой значимости | |
Юноши - 129 | Девушки - 60 | |
Знание предмета | 2 | 3 |
Способность научить | 1 | 1 |
Строгость и требовательность | 6 | 6 |
Доброжелательность | 5 | 4 - 5 |
Индивидуальный подход | 4 | 2 |
Спортивная «форма» | 3 | 4 - 5 |
Как видно из таблицы, юноши и девушки на первые места ставят профессиональные умения. Среди них первое место отводится способности преподавателя по физической культуре «научить» умению. Это, по-видимому, связано с тем, что у студентов все больше проявляется потребность освоения какого-либо конкретного вида спорта, поскольку присутствующий в большей степени в учебном процессе тренинг физических качеств преобладает над спортивно-техническим разделом подготовки студентов. Это подтверждают и сами студенты, отмечая у себя отставание спортивно-технической подготовки.
Вполне оптимистичными выглядят отдельные ответы из анкет преподавателей и опросных листов студентов. Так, например, на вопрос: «В какой мере на занятиях физкультурной преподаватель уделяет Вам внимание?» студенты ответили «В достаточной мере» - считают 50% юношей и 45% девушек, «в среднем» - соответственно 39% юношей и 45% девушек, «практически не уделяют» 11 % юношей и 12 % девушек. Представленные данные в определенной мере характеризуют работу преподавателей, ведущих занятия в учебных группах, положительно. Обнадеживающе выглядят ответы преподавателей на вопрос: «На Ваш взгляд, отношение студентов к предмету «физическая культура за последние годы изменилось?». Большая часть преподавателей – 45% ответили, что интерес к предмету у студентов возрос, что остался прежним, считают 39% и только 16% отметили ухудшение отношения к физической культуре. Заключительным в анкете преподавателей был вопрос: «Насколько изменилось у них отношение к своей специальности за последние годы?». На фоне сложной социально-экономической обстановки в стране и определенного падения престижа преподавательской профессии, ответы, на наш взгляд, выглядят вполне оптимистично. Треть преподавателей – 32% считают, что отношение к своей специальности улучшилось, около половины опрошенных отмечают, что отношение осталось прежним и лишь 13% респондентов оно ухудшилось. То есть большая часть преподавателей имеет позитивное отношение к своей профессии.
Полученные данные позволяют сделать определенные выводы:В учебном процессе по физическому воспитанию студенты всегда оценивают профессиональные и личностные качества преподавателей. Основным профессиональным качеством преподавателей по оценке студентов является способность «научить» технике вида спорта. В ответах и преподавателей и студентов отмечено отставание у части студентов спортивно-технической подготовки в избранном виде спорта. У преподавателей, работающих на кафедрах физического воспитания, наиболее развиты коммуникативные и организаторские профессиональные умения, в то время как гностические и конструктивные требуют определенного совершенствования.
Литература:
1) Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды - М: Просвещение 1983
2) Дикунов А.М. Структура педагогического мастерства «Теория и практика физической культуры» 1994 - №12 стр.14
3) Физическая культура Учебное пособие под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во ABC, 2000. – 432 с.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи