Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
Бикмухаметов Р.К., д.п.н., профессор, зав. кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и восстановительной медицины
Казанский Федеральный УниверситетКазань, Россия.
Интегративная система содержания образования по предмету «Физическая культура» соответствует инвариантной структуре деятельности, включающей познавательную, коммуникативную, целостно-ориентационную, преобразовательную, эстетическую, физическую и иные функции; то есть множество действий и относительно завершенных элементов, направленных на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели, образуют определенную целостность, единство.
Для реализации этой целостности необходимы:
во-первых, разработка и переход на научно обоснованную концепцию междисциплинарной интеграции, адекватной требованиям объективного закона качественного развития образования;
во-вторых, интегративная подготовка и переподготовка преподавателей и создание учебно-методического механизма творческого внедрения данной концепции в вузовскую практику.
Построение целостных решений оздоровительных проблем в познавательной и профессиональной деятельности студентов и выпускников рассматривается как определяющий критерий практической реализации междисциплинарной интеграции (МДИ) в профессиональном образовании. А системный анализ – как научно-практический инструмент ее реализации в вузовской практике.
Главной задачей образования по любой дисциплине становится воспитание у студентов потребности и умений использования ее содержания для выработки дисциплинарного и целостного процесса решения оздоровительной проблемы как профессиональной. Это предполагает конкретизацию целевых функций разных групп учебных дисциплин.
Для фундаментальных мировоззренческих дисциплин – это обучение исследованию средствами этих дисциплин целостного решения педагогической проблемы формирования культуры здоровья обучающихся (культурологическая, целеобразующая и исследовательская функции). Они определяют идею-цель, которая заключается в формировании мировоззрения, преодолевающего ограниченность «духовного» и «физического» воспитания. Это предполагает повышение уровня научного, политического, художественно-эстетического, нравственного, коммуникативного воспитания. Выход на категорию «целостность» помогает рассматривать систему взаимоотношений «Учитель - Ученик», как содержание процесса воспитания в вузе, где студент выступает как субъект развития.
Для профилирующих дисциплин – это выделение дисциплинарного компонента решения, реализация его и подготовка к интеграции с компонентами других дисциплин в целостное решение (пропедевтическая, методологическая функции). Данные учебные дисциплины уточняют основную здоровьетворческую идею: интеграция видится как сторона личностного профессионального развития, духовное и физическое воспитание – как средство и условие профессиональной подготовки. Основная идея – соответствие интеграции духовного и физического воспитания профессиональному образованию, и на этой основе оптимизация процесса личностно-профессионального развития.
Для предмета «Физическая культура» - это обучение исследованию, прямо направленному на интеграцию результатов дисциплинарных этапов решения в целостную систему. Главными и определяющими для предмета «Физическая культура» становятся интегративная и технологическая функции – подготовка будущих выпускников к комплексному использованию теоретического и технологического инструментария всех изучаемых дисциплин и всех форм физического воспитания при целостном решении оздоровительных педагогических задач.
Кроме того, здоровьетворческая профессионально-педагогическая проблема, являясь по своей природе междисциплинарной, в процессе построения ее целостного решения предполагает и технологически требует осуществления МДИ, которая выступает как условие и форма ее реализации. То есть с помощью средств дисциплины «Физическая культура» строятся целостные картины процесса решения каждой здоровьетворческой задачи.
Механизм МДИ заключается в реализации гностической, конструктивной, проектировочной и прогностической функций дисциплин, участвующих в разрешении проблемы; в преобразовании их «аппарата» в интегративное методологическое, теоретическое и технологическое средство – в схему ориентировочной основы действий построения дисциплинарных и целостных моделей процесса формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания. Наконец, в целом механизм МДИ состоит в подготовке и реальном внедрении студентов (в особенности по фундаментальным дисциплинам) в практику решения профессиональных здоровьетворческих проблем.
Развитие системы здоровьетворческого профессионального образования должно происходить путем интеграции, но этот процесс может и должен происходить не от предметно-целостного образования к интегрированному, а от внутрипредметной интеграции к межпредметной и далее – к межцикловой и профессиональной.
Для ответа на вопрос «если образовательные дисциплины состоят из различных культурных областей, соединяют в себе принципиально разные учебные языки, то каким образом происходит сам процесс обучения, который представляет собой нечто целостное, не распадается на отдельные фрагменты?» мы обратились к понятию «интеграционные механизмы».
Так, решая эту проблему, в педагогике вводят понятие об интеграционных механизмах, благодаря которым осуществляются условно-адекватные переводы и противоположенные семиотические структуры интегрируются в единое целое. Развивая эту общетеоретическую модель, определяют два рода интеграционных механизмов: блок метаязыка и креолизация языков. Поскольку объект исследования – учебный предмет – вполне определен, общее представление о двух родах А.Я. Данилюк [1] конкретизирует и развивает в понятие четырех видов интеграционных механизмов: метаязык, акцентуализация содержания, задание правил поведения, креолизация учебных языков.
Важнейший из них – метаязык, который, описывая два различных языка как один, заставляет всю систему восприниматься с субъективной точки зрения в качестве некоторого единства. В системе «учебное занятие» роль метаязыка выполняет язык преподавателя. Педагог владеет содержанием и языком учебного предмета и соответствующего научного исследования, принимает во внимание своеобразие языка обучаемого и включает содержание его мышления в систему занятий при помощи вопросов, заданий, совместных размышлений и пр. Язык педагога вбирает в себя основные элементы языков всех различных подсистем ученого занятия и строится на их основе. Вместе с тем он вполне самостоятелен по отношению к другим языкам, обладает собственной семиотической организацией. В процессе своей деятельности преподаватель описывает различные знаковые реальности, соединяет их в единое содержательное пространство; при помощи определенных педагогических технологий организует занятие таким образом, чтобы об одном и том же предмете говорили на разных языках.
Акцентуализация содержания. В процессе подготовки и проведения учебного занятия образовательное пространство наполняется многим тестами: источниками, наглядными пособиями, демонстрациями техники выполнения двигательного действия, ответами студентов и др. В то же время организация самого занятия требует тщательного и целенаправленного отбора содержания. Привлечение одних элементов содержания и «отбрасывание» других происходит в строгом соответствии с темой. Акцентуализация (отбрасывание одних элементов и привлечение других) является необходимым условием для создания содержательной целостности занятия и позволяет привлекать разнородные (в силу принадлежности к различным языкам) элементы и создавать из них целостное образовательное пространство.
Задание правил поведения. Этот интеграционный механизм позволяет предмету «Физическая культура», составленному из множества сообщений, функционировать как целостная образовательная система. Благодаря заранее заданным правилам поведения, образовательный процесс представляется как система знаков, как текст. Студент и преподаватель понимают: почему учебный процесс выстроен так, а не иначе; почему одна тема, один раздел предмета «Физическая культура» следует за другим и последовательно выстраиваются образовательные линии; в чем смысл образовательного процесса в целом (в чем логика овладения различными элементами двигательного действия); какова роль в нем каждого конкретного студента, педагога.
Креолизация учебных языков. Язык педагога, выступая в роли метаязыка, выражает развитое здоровьетворческое сознание, которое обогащено знаниями других учебных языков. На другом полюсе этой оппозиционной семиотической пары находится сознание студента. В процессе обучения происходит их постепенное и последовательное взаимопроникновение. Так, преподаватель приспосабливает свой язык к уровню мышления обучаемого. Первичное, необразованное мышление студента постепенно осваивает элементы языков культуры духовной и физической, а сознание подтягивается до уровня интегрированного профессионально-педагогического мышления. В конечном счете, степень овладения предметными знаками, способность студента разговаривать с педагогом как бы на равных, являются важнейшими показателями успешности освоения предмета «Физическая культура».
Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» представляет собой автономную образовательную систему, интегрирующую особые культурные области, языки которых усвоены принципиально различным образом.
Литература:
Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. – 1997. – №4. – С.26–28.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи